Необходимая оборона (НО) заключается в предоставлении каждому права на причинение соразмерного вреда посягающему. Это значит, что для предотвращения убийства закон позволяет причинить смерть нападавшему и это деяния не будет являться преступлением. Действия, совершенные в состоянии НО, признаются таковыми при наличие 3 условий: общественной опасности посягательства, его наличности и действительности.
Под общественно опасным посягательством (ООП) понимается общественно опасное ДЕЯНИЕ (ООД) сопряжённо с насилием и которое, например, создаёт реальную угрозу жизни.
Посягательство должно быть НАЛИЧНЫМ , т.е. если оно уже НАЧАЛОСЬ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ. Состояние НО отпадает, если ООП не началось или окончилось.
Третьим условием НО является ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ посягательства- оно должно существовать реально, а не в воображении обороняющегося.
Приведу пример ситуации, когда суд может признать вас находящимся в состоянии необходимой обороны. Если нападавший, держащий в руке нож с длинной лезвия не менее 8-10 см. клинком к мизинцу, и находящийся от вас на расстоянии 1-1,5 м. замахнулся, подняв руку с ножом над головой или, что лучше, рука с ножом уже начала движение для удара в вашу сторону. В этот момент, если вы произведёте выстрел из пистолета в нападавшего и причините ему смерть, то суд, возможно, признает вас находящимся в состоянии необходимой обороны. Любое отклонение от описанной ситуации создаёт вероятность того, что состояние НО не будет признано и вы будите осуждены за убийство. Например, если в момент выстрела рука с ножом была опущена, если расстояние до нападавшего с ножом, было больше чем 1,5 м., если у нападавшего не было зверского выражения лица ( вы об этом не сказали на допросе), если у нападавшего не было причины покушаться на вашу жизнь, если нападавший оказался уважаемым человеком и т.д.
Новая газета в № 142 от 21 декабря 2018г. так описывает преступление.
«Как следует из материалов дела, во время первых ударов Хачатурян еще спал. Сестры пытались нанести удары в шею и голову, но Хачатурян, отмахиваясь, смог подняться из кресла. Не поняв, что происходит, он кричал, что ему надо умыться. В комнату на крики забежала Крестина: увидев кровавую сцену, девушка решила, что отец атаковал младших сестер, и распылила найденную на полу перцовку ему в лицо. Затем она выскочила из квартиры, Хачатурян, с трудом держась на ногах, вышел следом. На лестничной площадке его догнала Ангелина и несколько раз ударила ножом в область сердца.»
При всем моем сочувствии к сёстрам, вынужден констатировать, что ни одного из трёх условий, необходимых для квалификации действий сестёр как совершенных в состоянии необходимой обороны, у них нет. Самое главное- в момент нанесения отцу ножевых ранений с его стороны не было общественно опасного посягательства на кого- либо. Это в принципе ИСКЛЮЧАЕТ НЕОБХОДИМУЮ ОБОРОНУ со стороны сестёр Хачатурян. Не может быть необходимой обороны без противоправного нападения. Верховный суд в п.5 Постановления Пленума от 27.09.2012г. # 19 допускает возможность необходимой обороны при длящемся посягательстве, например, истязании, однако это возможно только в момент очередного акта истязания. При этом, факт причинения систематических побоев не может служить основанием для убийства истязателя ввиду явного несоответствия такой защиты характеру и опасности посягательства. Таким образом, квалификация действий сестёр Хачатурян по ч.2 ст.105 УК РФ, мне представляется вполне законной и обоснованной при доказанности предварительного сговора на убийство между сёстрами, который возможен только между соисполнителями, т.е. лицами выполняющими объективную сторону преступления- причинение смертельных травм или держащих в этот момент потерпевшего. Факты противоправного поведения отца в отношении дочерей суд должен учесть не в квалификации, а при избрании наказания, смягчив его. Я придерживаюсь ранее высказанного мной
мнения- для того, чтобы быть оправданными, сестры должны заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. По обстоятельствам дела могу предположить, что при всей доказанности наличия в действиях сестёр состава преступления, предусмотренного ст.105 УК РФ, суд присяжный, вопреки закону, вероятно, оправдает сестёр.