Большая проблема ситуации с нижегородским низконапорным гидроузлом – это ее политизированность.
Как бы хорошо я ни относился к оппозиционным партиям, это во многом их вина. Они, опираясь лишь на мнение нескольких людей, сделали из этого вопроса скандал, вывели его в политическую плоскость и начали набирать на нем политические очки. Если бы оппозиционные партии включились в конструктив, а не в протестную активность, было бы намного проще выработать приемлемое для всех решение.
А сейчас получается, что протестные проявления только раззадорили власть, которая не видит в них конструктивного зерна, а видит только политическую игру. И реагирует она на это очень просто: «если это игра, не нужно обращать на нее внимания, нужно делать то, что мы считаем нужным». А нужным они считают строительство гидроузла. Так считает и Нижегородская область в лице Глеба Никитина, и федерация.
Никитин, призывавший «прислушаться к мнению нижегородцев», как человек государственный будет отстаивать ту позицию, которая полезна государству. Да, его рейтинг после начала строительства несколько упадет за счет жителей, которые предполагают, что их интересы будут как-то ущемлены.
Но я не думаю, что в целом строительство гидроузла как-то повлияет на позиции губернатора. А в длинной перспективе, возможно, только улучшит их. Потому что региону не хватает крупных инфраструктурных проектов, которые логично приурочить к 2021 году, к юбилею Нижнего Новгорода.
Общественное мнение первоначально несколько всколыхнет решение о строительстве, но потом все успокоится. Во многом это будет зависеть от компенсации как экологического ущерба, так и ущерба отдельным собственникам дач и огородов. И Никитин здесь может проявить себя в роли защитника нижегородцев – мы знаем, как он умеет выбивать федеральные деньги, и от него будет зависеть, какие ресурсы будут направлены на эти цели.
Что касается возможности широких протестов («Я(мы) Балахна», то весь вопрос в том, кто будет этими протестами руководить. В предвыборной ситуации все было понятно – коммунисты привезли Платошкина, срежиссировали выступления общественности. Будут ли люди выходить на митинги протеста сами – тем более те, которые никак не пострадают от строительства? Не знаю, не уверен.
Здесь должно сложиться очень много факторов, это такой «черный лебедь» – протест может быть, а может и не быть. На мой взгляд, протест логичен в ситуации, когда ущерб понятен. Но мало кто пойдет протестовать, если просчитать ущерб невозможно, а экономические выгоды для региона от проекта достаточно очевидны.
Андрей Вовк