Вот он лежит на столе бабушкина память, частичка ее самой. Маленькая яркая частичка ее, ушедшей в другой мир. Незабвенная ,пока живы я и мой сын, она живет здесь с нами, на земле.
Когда у маленького человека есть бабушка-это очень хорошо! А когда две замечательные бабушки имеются-это просто великолепно! Это человек, у которого было счастливое детство.
А я и не отрицаю, детство у меня было счастливое, о чем я писала в " Родом из детства".
Одна бабушка-Аня, мамина мама, у меня была, по словам моих родственников, "городская". Вторая ,"деревенская"-бабушка Маруся (родная сестра моего родного дедушки, маминого отца) . На самом деле обе бабушки, да и их мужья, дедушки, были родом из одного и того же села, из Калачеевского района на юге Воронежской области.
Война "перепахала" судьбы почти всех жителей нашей страны, раскидала их по разным ее уголкам. Но моим бабушкам еще очень повезло: они, в конце-концов, осели в одной и той же области. Бабушка Аня, с мамой и мной - в областном центре, а бабушка Маруся со своим мужем, дедушкой Андреем-в небольшом городке Павловске, что стоит на реке Дон, в 30км от своей малой Родины. О Павловске я, надеюсь, напишу отдельно, Он стоит не одного тома воспоминаний.
Всю зиму мы проживали в городе: работали, учились, а летом, при любой возможности, уезжали в Павловск. Этот совсем небольшой городок на Дону стал для нас городом каникул, городом детства и городом, где тебя любят и ждут.
В этом городе родилась и была крещена моя мама, как и мы с сыном. В этот город, проезжая по трассе М4 "Дон" мы стараемся попасть хотя бы на час. Бродим по его очень хорошо сохранившимся улочкам, купаемся в реке и сидим на уцелевших лавочках " по-над Доном". И с трудом с ним расстаемся. Он приходит к нам снова и снова в наших снах, особенно ранней весной. Напоминает о себе нежной и немного грустной песней дикого голубя-горлинки,
У бабушки Маруси с дедушкой Андреем своих детей не было. Это был у каждого из них второй по счету брак. Первая жена красавца дедушки Андрея, тоже была красавица, Галина из Белоруссии ( там дедушка служил на срочной до войны), умерла от тифа во время фашистской окупации. А бабушкин первый муж, с которым еще до войны у бабушки произошел разрыв, своего единственного ребенка бабушка потеряла. Он пропал без вести во время войны. Правда после войны он нашелся, но не сразу. Тогда уже было поздно склеивать развалившуюся семью. Бабушка Маруся, как тогда говорили "сошлась" с вернувшимся с войны дедушкой Андреем, о котором, по признанию бабушки, в их родном селе "сохли" все девушки еще до его ухода на службу в армию.
С своими будущими "половинщиками" по Павловском дому, такой же семьей фронтовика, они купили вскладчину в соседней деревеньке осиротивший дом. Разобрали его и перевезли в будущий районный центр, г. Павловск. Собрали дом на небольшом земельном участке ( около 4 соток на 2 ) , выделенном Павловском горкомом для семей двух фронтовиков. И жили они в этой половинке дома, как потом признавались, очень счастливо, до самой своей смерти в 1998 ( дедушка), в 2000г.(бабушка).
Не имея своих детей, бабушка Маруся и дедушка Андрей стали вторыми родителями для всех своих многочисленных племянников, которые почасту, некоторые годами, у них проживали и гостили. Как выражалась бабушка, они "справили приданое ", как минимум трем племянницам и двум племянникам. Материально поддерживали очень многих из нас, и, каждой выходящей замуж девушке из нашей родни, бабушка дарила сережки или колечко. Я тоже храню бабушкины сережки с простыми золотыми шариками вместо популярных тогда камешков . И племянники их одаривали в каждый свой приезд кто чем. Везли и одежду, и столичные продукты , дефицитные конфеты, бесконечные комплекты белья...
Почти все это раздавалось родне и одиноким старикам, только большая часть постельного белья оставалось, т.к гостей много приезжало. Мы привезли стиральную машинку Эврику в 1990г. Я учила 79 летнюю бабушку на ней стирать, т,к, бабушка Маруся упорно стирала все вручную. Как только мы уехали, машинка была подарена очередной племяннице .
Бабушка и дедушка нянчили всех детей племянников во время их отпусков. А одну так воспитали практически до ее совершеннолетия. В уже очень почтенном возрасте бабушка, сама, полуслепая, почти каждый день спешила к соседской одинокой старушке с какой-нибудь нехитрой стряпней, покормить и выслушать, утешить одинокую душу. Это она всегда умела делать. И вселить оптимизм, разбив каким-нибудь бодрым словцом или поговоркой уныние, тоже умела мастерски. Чувством юмора она обладала потрясающим. И , обыгрывая в карты, в очередной раз, на досуге моего сына -подростка, она с некоторой ехидцей говорила:" Внучек, вот оно что такое "не везет"! А как с этим бороться?". Это она давала понять моему сыну, что везение здесь не причем, что не надо " мух ловить" за игрой. Добродушно и очень осторожно подкалывала дедушку, возвращавшегося с ежевечерних посиделок за партией "в козла ", когда он в очередной раз проигрывал. А проигрывал он все чаще, т.к. стремительно глох и терял зрение в следствии военной контузии. Поиграть " в козла", "погутарить" о житейских делах, вспомнить беспокойную военную молодость со стариками, посиживая на лавочке на высоком берегу древней и бесконечно любимой реки Дон -это была единственная дедушкина слабость. Он мог себе позволить тако только по вечерам и далеко не каждый день, особенно, когда у бабушки и дедушки гостили родственники с маленькими детьми. Большую часть дня дедушка, уже давно вышедший на пенсию, был у бабушки на посылках и выполнял ее бесконечные поручения. В том, что на самом деле он был у бабушки " под каблуком" не признался бы ни один из них под пытками. И бабушка всячески поддерживала дедушкин имидж заслуженного ветерана, главы семьи, и ни разу не дала почувствовать своему любимому, что на самом деле мозговой центр и одновременно центр управления-это и есть , она. Дедушка просто не мог без бабушки жить. Во всяком случае соглашался оставаться без нее не более чем на 2 дня. Вдвоем, вместе они не могли к нам приехать, т.к.держали уток и кур. И дедушка без бабушки начинал сильно тосковать.
Ее пример семейного поведения и тактика выхода из сложных жизненных ситуаций, стал для меня образцом в моей жизни,
В конце своей жизни, она, во время наших вечерних прогулок, как-то призналась мне что в жизни была очень счастлива с дедушкой. Я спросила ее о том, что ее, человека в возрасте, одолеваемую разыми болячками, поддерживает в таком бодром духе. Она ответила:" Так дед меня держит. Пока он рядом со мной-мне ничего не страшно. И жаловаться вам я не буду". И что ничего больше не желает, а только одного, чтобы любимые племянники похоронили их с дедом на кладбище рядышком "в одной ограде".
К сожалению, любимые племянники и я,внучатая племянница, в том числе, этого желания не исполнили. Когда умер дедушка в 1998г., за ними присматривала их племянница, женщина средних лет, которая являлась их наследницей. Я в это время сидела без работы и в ожидании сложной операции. Мама и муж не могли поехать, т.к. должны были срочно гасить кредит, висящий за квартиру на маме. Мы отправили деньги, но понимали, что произойдет с бабушкой по смерти дедушки. Вернее, я понимала больше всех. Я собиралась, восстановившись после операции ехать и пожить с бабушкой хотя бы месяц, но не успела. В ноябре 2000г., она была найдена лежащей уже без дыхания, на крылечке своего дома, утром, той самой племянницей, которая за ней ухаживала. Тетя на 2 часа отлучилась к стоматологу. Бабушка перед смертью как-будто открыла дверь и шагнула навстречу своему любимому, которого ждала этих долгих два последних года.
Письмо с сообщением о ее смерти пришло от тети только через 2 месяца! Если бы мы узнали об этом сразу( дело было в городе, где была развита вся инфраструктура и почта находилась недалеко, можно было дать телеграмму!) Мы бы точно приехали сразу же и похоронили так как она завещала. Я приехала с сыном в Павловск ближайшим летом и сразу же начала задавать вопросы о месте захоронения бабушки, почему их с дедушкой похоронили в разных концах кладбища, вопреки их воле. Из невнятных объяснений двух уже возрастных теток я поняла, что никто не хотел и не думал этим вопросом заморачиваться. Похоронили там, где участок выделили.
Каждый год приезжая к ним на кладбище, я стою перед бабушкиной могилой и прошу у нее прощения, что не досмотрела, не выполнила обещанное . Это мой грех.
В тот последний мой приезд к бабушке и дедушке, бабушка Маруся как-будто почувствовала, что мы больше не увидимся в этой жизни. отдала мне свое приданое, собственноручно сделанный ею рушник. Мне на память.
Я уже тогда могла оценить этот дар, эту чудесную ручную работу с твердыми аккуратными стежками , в которые была вложена вся душа и нехитрые мечты о счастливой семейной жизни простой деревенской девушки. Мечты не о строительстве коммунизма, а о том естественном и правильном предназначении каждой нормальной женщины-любить и заботиться о любимых.
Ткань полотенца скорее всего была куплена, а узоры, характерные для юга Воронежской области, бабушка вышивка сама крестиком,. Кружева сплетены крючком. Постороннему взгляду работа покажется нехитрой и грубоватой, а для меня это память. История длинной в непростую, но все- таки счастливую жизнь. И бережно хранимый рушник бабушки Маруси на память.