Найти в Дзене
Русский архив

"Собрание насекомых". Исторический факт о моли

Обе российские столицы — Москва и Петербург — выросли на болотах. В сознании наших предков жила мысль о всесилии насекомых, которые, как шаляпинская блоха, правят миром. Людским добродетелям и порокам с давних пор на Руси присваивали характер тех или иных букашек.

Самой проницательной, кажется, стала строчка из стихов Ивана Баркова «Бахусу», которая звучит так:

Внемлите, блохи, вши, клопы…

Такое возвышенное обращение к паразитам оправдано тем, что, похоже, насекомые не есть порождение нечистоты или сырости. Они — явление посланное нам "свыше". Один период истории порождает свою номенклатуру насекомых, другой — свою.

При Петре Великом было невиданное нашествие тараканов. В Ленинграде до войны и в первое послевоенное десятилетие было огромное количество блох. Кто их сегодня видел?

В царствование императора Николая I, петербуржцев поразила моль. В 1832 г. был построен новый, по последнему слову техники, театр для императорской драматической труппы. При своем открытии театр был обит васильковым трипом (шерстяной бархат) в черную полосу.

И что бы вы думали? Мало того, что эта прелесть вскоре оказалась замарана чадившим маслом освещения, моль еще и сожрала трип.

Однако, то театр, дела императорские.

Но моль поразила платяные хранилища всех россиян, особенно заинтересовалась она армейским сукном. В 1834 г. нашествие моли на воинские склады было столь разрушительно, что в 1835 г. вышел специальный указ о борьбе с этой ненасытной тварью.

Было признано, что никакие яды не в силах предотвратить утрату тканей, главное — чистый воздух, и, следовательно, все, что может быть погублено молью, должно постоянно проветриваться. Между тем, образ моли попал в рассуждения русских писателей о жизни. Николай Гоголь привел в одном из своих писем любопытное сравнение:

«И если бы появилась такая моль, которая бы съела внезапно все экземпляры “Ревизора”, а с ним “Арабески”, “Вечера” и всю прочую чепуху, и обо мне в течение долгого времени ни печатно, ни изустно не проронил никто ни слова — я бы благодарил судьбу»

Но, то великий Гоголь, а простые россияне старались всячески бороться с насекомыми. Прежде всего, они, конечно, опрыскивали свои квартиры испытанным отваром чеснока. Или брали сильно пахнущие травы: полынь, руту, чабер, кориандр. Табак и сера тоже годились.

Подписывайтесь на канал Русский архив

Смотрим на Гоголя. Современники о писателе

Читайте: У кого четыре глаза, тот...

«Шампанские дурачества»