Найти в Дзене
Шемнот

Как не надо делать на работе, ч.2

Первая часть здесь. В ней мы говорили в основном про неумение делегировать у начальников.
Но сейчас хочется иное сказать.


Начнем с банальщины: есть люди, которые без четких указаний работать не могут и есть те, которые с четким и ясным руководством быстро теряют интерес и уходят.

Обычно притягивают сюда теорию поколений, начинают объяснять советским/постсоветстким детством и прочее, но, честно, я не могу пока в жизни найти подтверждений этому. По мне больше какие-то личностные качества и особенности играют ведущую роль.

Пример такой.

Есть должность в компании, которая подразумевает большую самостоятельность. Человек работает с экспатами: оформляет документы, помогает если не ассимилироваться, то адаптироваться к новой стране. Никто в компании этим не занимается больше, помочь некому.
Он должен знать миграционное законодательство и связанные смежные темы, в частности, международное право и договора, следить за их изменениями (самостоятельно!), предвидеть, что потребуется знать и делать в связи с этими изменениями, ну и конечно продумывать, как и что организовать для иностранцев, про что и как рассказать, наметить культур-мультур программу по городу и окрестностям, узнать заранее хобби и договориться (если надо) с организациями о возможности посещения иностранцем. Всякие бытовые вопросы вроде поиска жилья, организации медпомощи(сейчас - вакцинации) и взаимодействия с МВД это самая малая часть работы. Основная подразумевает огромную самостоятельность, мобильность (ездить много периодически) и творчество.
Что интересно, критерий качества - это минимум активных действий со стороны работника при соблюдении всех законов и нормальном состоянии экспатов. Ну как в той байке про Форда с работниками-ремонтниками: пока сидят в комнате отдыха, получают деньги, а если надо ремонт делать, то приостанавливается получение денег.

Картинка из Интернета. Видимо, будущее начальство представляло Сеню как-то так.
Картинка из Интернета. Видимо, будущее начальство представляло Сеню как-то так.

Собственно, предыдущий работник так и наладил(назовем его Сеня): сидел большую часть на удаленке, пока позволяло начальство, и к злости тогда ещё будущего начальства получал деньги за отсутствие необходимости что-то делать. Фактически, за безделье.

Начальство сменилось, человека заставили присутствовать в офисе с 9 до 18. При этом делать ему было нечего: все гайды (путеводители по-русски) по России и городу он регулярно обновлял, и даже от нечего делать в офисе перевел на несколько языков, памятки всякие для иностранцев, документы для госорганов делать недолго, а иностранцы сюда приехали работать всё-таки, поэтому вечно и постоянно с ними по культмероприятиям не поедешь, а тут ещё пандемия... В общем, заскучал наш малец. Начальство недовольно предложило расширить должностную, ибо чё это он сидит тут в потолок плюет. Денег, правда, не обещали - а зачем? Он же за свои деньги ничего не делает, пусть отрабатывает! Ну Сеня и ушел.

И вот приходит человек, которому нужен учитель с указкой, потому как придумать самостоятельно себе деятельность, необходимую для работы, он не в состоянии. Наследство в виде штук 5 томиков гайдов страниц на 150 и их карманных мини-вариантов, форм, документов, архивов, справочников, которые Сеня для простоты сделал себе, схем и прочего добра, получил.

А человек пришел молодой, деятельный. Работы ему мало. Понять, что путеводители надо с памятками обновлять, причем постоянно? Не, начальство-то не сказало. Следить и анализировать происходящее в сфере регулирования миграции/ международных отношений/консульских вопросов? Ну он же не аналитик. Никто ж не сказал. Организовать празднование Хэллоуина? Опять же, никто ж не говорит. Если спрашивают - отвечает.
Нет, не бездельник, просто своей работы не видит. Поэтому что? Правильно, сидеть без дела как-то скучно, да ещё и новое начальство намекнуло, что с Сеней плохо пошло, так как бездельничал. И пошел наш Коля (назовем так) в соседние отделы работу клянчить. Чтобы, значит, без дела не сидеть.

О чем думали начальники этих отделов и как это происходило история умалчивает. То есть вот что делает руководитель, когда к нему приходит подчиненный его коллеги из другого отдела и просит работать с денежными средствами в 1С? Ну как минимум связывается с коллегой и спрашивает, что за... ерунда у него творится в отделе и почему его подчиненные ходят работу клянчить.
Но на удачу Коли, ему просто дали работать с 1С. Который он в глаза до этого не видел. И пока работал, ни разу грамотно ничего там завести не смог - всё постоянно правили бухгалтеры, полагая, что Коле дали эту работу по распоряжению начальства, а с начальством спорить не надо. Начальство было не в курсе, а когда случайно выяснилось - тупо включило в должностную инструкцию. Естественно, не повышая оклада.
Коля, конечно, злился, но зато безделья не было и приходилось постоянно суетиться.

С одним НО: основная работа свелась к формальностям. Поэтому когда ослабился режим в этом году и наняли сразу несколько иностранцев то...то Коля не знал, что делать. Всё устарело, все инструкции устарели, формы по первичному оформлению документов устарели, законы - вообще темный лес. Ну и как результат: штрафы, "соскочившие" нужные фирме спецы.

Досталось начальству, ну а от начальства конечно Коле. Коля психанул и ушел.
Теперь начальство рвет волосы на всех местах, даже Сеню нашли, но тот отказался возвращаться.

Так к чему этот лонгрид?

1. Если система работает, а Вам кажется, что работник ничего не делает - подумайте дважды. Потом проверьте и подумайте снова. Возможно, реально он делает быстро и много, тем самым высвобождая себе время.

2. Если Вас бесит, что у работника много свободного времени - предложите не только работу, но и оплату за нее. Если у человека всё нормально с самооценкой и профессионализмом, бесплатно он работать не будет (особенно миллениал и младше, да). А если он готов пахать за бесплатно, то это крайне подозрительно.

3. Если Вам кажется, что у Вас мало работы - идите к своему начальнику, а не к соседнему. Предшественнику(если есть возможность). Может, Вы просто не видите своей работы.

4. Система адаптации и передачи должности новым сотрудникам просто обязательно должна быть! Пусть даже тот же Сеня объяснил и передал свои дела кому-то из отдела кадров на время, а тот уже новому - может, тогда Коля бы знал, что у него работы мало не было, он фактически недорабатывал.

5. Если к Вам пришел подчиненный Вашего коллеги - свяжитесь сначала с коллегой. Сами, лично. А не надейтесь на слова работника, что ему разрешили.

Банальщина, правда? Но почему же ее никак не могут усвоить, в том числе достаточно/, казалось бы, опытные специалисты и начальники?