Случай из жизни. В детском саду набрали группу малышей-трёхлеток. С первых же дней опытные воспитатели увидели, что Петя (имя изменено) отличается от других детей. Понаблюдав ребёнка несколько дней, одна из воспитателей начинает разговаривать с мамой о том, что у малыша явные проблемы и им нужно обратиться к специалистам. А куда обращается мама? К заведующей! С жалобой на плохого воспитателя, который невзлюбил её ребёнка, унижает и третирует его, хочет выжить из группы, а он просто ещё маленький и не адаптировался. Ну, так как у нас родители сейчас во всём правы, в отличие от воспитателей, чтобы мама не пошла скандалить выше, заведующая сказала воспитателю не лезть больше к маме. В конце концов, ребёнок — это её проблема. Главное, что сам Петя не агрессивный, угрозу для других детей не представляет.
И вот в младшей группе "он ещё маленький", в средней группе "он ещё маленький", к концу старшей группы ребёнок всё ещё не разговаривает, не рисует как его сверстники (одни каляки-маляки), не лепит, может сам не попроситься в туалет, имеет проблемы с приёмом пищи. И тут мама начинает понимать, что всё-таки что-то не так. Обратилась к врачам, им назначили кучу обследований, на которые нужно время и деньги. А она — мать-одиночка, работает, бабушки тоже нет, с работы, ясное дело, постоянно отпускать тоже не хотят, поэтому обследование длится долго. И вот уже подготовительная группа, детей распределяют по школам, они ходят туда на подготовку, а Петю школы брать отказываются. А тут и диагноз наконец поставили — шизофрения (со слов воспитателя. Хотя я думаю так, что скорее всего там был диагноз УО, но для воспитателя, как неспециалиста, что УО, что шизофрения — из одной оперы, поэтому так и сказала). Садик Петя посещать перестал, мама озаботилась поиском подходящего заведения и оформлением всех необходимых документов. К чести мамы надо сказать, что она всё-таки признала свою ошибку и извинилась перед воспитателем.
Вот теперь рассмотрим эту ситуацию с разных сторон. Конечно, на взгляд простого обывателя мама, мягко говоря, не права. Но это видно только по прошествии времени. А сначала... Родителям бывает трудно принять тот факт, что его такой красивый, любимый и самый лучший малыш вдруг не такой, как все. Особенно, если эти проблемы первыми начинают замечать посторонние люди: другие мамочки в общей песочнице, знакомые, досужие бабушки возле подъезда и т.д. Конечно, если, к примеру, у даунят или у детей с ДЦП диагноз виден по внешности сразу, то у детей с другими нарушениями внешне это может никак не проявляться. И даже врачи на приёме в первый-второй год жизни могут этого не заметить. "А тут вдруг какая-то дура говорит, что мой малыш не нормальный. Да сама она ненормальная! Завидует просто/наговаривает от недалёкого ума/злая она". Вот примерно такая первая реакция бывает у большинства родителей. Особенно, если в роду ни у кого никаких отклонений не было. Да, в самом деле бывают и злые языки, и завистники, и паникёры, готовые видеть проблемы на ровном месте. Но если об этом говорят люди, которые работают с детьми, то стоит прислушаться и всё же обратиться к специалистам. И пусть воспитатели окажутся не правы, зато вы уже точно будете знать, что ваш ребёнок здоров. И в случае мамы из примера не будете корить себя за то, что не кинулись вовремя. Ведь в таких случаях время — ваш враг. Чем раньше начать работать над проблемой, тем больших результатов можно достичь. В психологии есть такое понятие как сензитивные периоды. Это периоды в развитии, наиболее благоприятные для формирования каких-то навыков, качеств и т.д. И дошкольный возраст — это просто скопление таких сензитивных периодов. Все знают истории детей-маугли. Но мало кто знает, что когда этих детей забирают от животных или нерадивых родителей, то восстановиться полностью эти дети уже не могут, как бы с ними ни занимались, даже если рождены были нормальными. А всё потому, что упущены сензитивные периоды. А уж у "особенных" детей этот фактор играет ещё бОльшую роль. Если бы мама Пети обратилась к специалистам раньше, то, возможно, он к своим семи годам был бы более развит и многих проблем можно было бы избежать. Хотя совсем здоровым и полноценным он вряд ли бы стал.
Теперь о социализации "особенных" детей. На примере того же Пети. Допустим, дело было бы не в крупном городе, где есть всё необходимое для таких детей, а в глубинке. Допустим, мама вняла словам воспитателя и вовремя обратилась к врачам. Ребёнку поставили диагноз. Но в их глубинке нет нужных специалистов, а в ближайшем крупном городе есть только реабилитационный центр, работающий по принципу поликлиники — привёл ребёнка в один кабинет, забрал, отвёл в другой, забрал, потом в третий, а потом домой. То есть, без возможности оставить ребёнка на целый день. Что предложат маме? Правильно, инклюзию. И будут рассказывать сказки о социализации. Но будет ли ребёнок на самом деле социализироваться? НЕТ! Что есть социализация вообще? Научное определение загуглите сами. А я скажу по-простому. Это процесс, когда ребёнка учат находиться в обществе, вести себя так, как в этом обществе принято и в итоге стать полноценным членом этого общества. Могут ли воспитатели или учителя, не имеющие специального образования, чему-то научить такого ребёнка? Нет, т.к. к нему нужен особый подход, специальные методики. Простое нахождение "особого" ребёнка в коллективе сверстников ему пользу не принесёт. Это примерно как дать ребёнку карандаши и ждать, когда он сам научится рисовать, при этом не показывая ему никаких приёмов. Кто-то, может, и научится, но большинство — нет. Так же и с "особенными". Если нарушения незначительные, если РОДИТЕЛИ ребёнком занимаются, то такая инклюзия может пойти на пользу. Но часто ведь как бывает? Маме нужно работать, ребёнком заниматься некогда, она его по программе инклюзии запихнула в садик, а дальше пусть воспитатели им занимаются, им за это деньги платят. Ладно ещё, если ребёнок не агрессивный, не угрожает безопасности других детей. Его молча терпят, понимая, что и у мамы выхода нет. Но заниматься с ним по особой программе никто не будет, потому что у воспитателя есть ещё целая группа других детей, которых тоже нужно развивать. А уделить должное внимание и обычным детям, и "особенному" ребёнку невозможно физически — режим расписан по минутам и время для "особенного" ребёнка там не выделено. Итак, нужна ли эта инклюзия такому ребёнку? Однозначно нет. Но устраивает маму. В такой ситуации воспитателя может утешить то, что мама, зная об особенностях ребёнка, обычно не требует к нему особого отношения, не требует выполнения всех программных норм. Присмотрен, накормлен, чистый, сухой — и на том спасибо.
Гораздо хуже для всех, если мама категорически отказывается признать у ребёнка наличие проблемы. В этом случае, пока нет диагноза и справки, ребёнок считается здоровым. И мама требует от воспитателя соответствующего отношения к ребёнку. И когда воспитатель начинает говорить о проблемах, то это он, воспитатель, некомпетентный, не может найти подход к ребёнку, сделал малыша изгоем и всё в таком духе. И заставить маму сводить ребёнка к врачам невозможно. Сейчас садик не имеет такого права. Дело может осложниться тем, что зачастую родители не понимают разницу между умственным и психическим развитием. А у ребёнка с умственным развитием пока всё в порядке, страдает только психическое. Это значит, что ребёнок может вполне нормально разговаривать, понимать вопросы и отвечать на них, владеет навыками самообслуживания, учится считать, читать. Однако его поведение, реакции на раздражители могут быть не совсем нормальными, а иногда и вообще пугающими. К примеру, ребёнок может проявлять немотивированную агрессию, слишком бурно реагировать на простые замечания, проявлять жестокость. Бывает, что воспитателям самим сложно отличить некоторые расстройства психики от простой избалованности и педагогической запущенности. Возможно, ребёнку нужна медицинская помощь, курс каких-то препаратов, процедур. Возможно, даже, что такая помощь позволит избежать многих проблем на начальной стадии и в дальнейшем этот ребёнок будет нормальным, без всяких диагнозов. Но страусиная позиция родителей проблему не решит, а только усугубит ситуацию. В психике могут начаться такие изменения, что потом уже сделать что-то будет невозможно. Но почему же у садиков и школ забрали право принудительно отправлять ребёнка на комиссию?
Продолжение здесь