Вместе с экспертами пытаемся разобраться, почему обладающие оружием люди становятся способны на убийство, и как не стать их жертвой.
О том, что случилось тем летним вечером на горнолыжном комплексе «Уктус», известно очень мало. Две подруги — 29-летняя Ксения и 28-летняя Наталья — заказали пиццу и решили устроить небольшой пикник на склоне горы. А потом из-за деревьев вышел неизвестный в куртке с капюшоном и пистолетом в руке. Ксения погибла на месте. Наталья — в больнице. Убийцу до сих пор не нашли.
Силовики не распространяются о том, как идет расследование. А очень хочется, чтобы все уже закончилось. Чтобы поймали. Чтобы было понятно: кто и за что. Пока этого нет. Зато есть вязкое ощущение своей беззащитности. Человек с пистолетом пришел и забрал жизнь. Точно медведь-шатун. И сейчас, пока не ясен мотив (а был ли он вообще?), преступление выглядит как «убийство просто так». С этой бессмысленностью и беспричинностью произошедшего тяжело смириться. Потому что ярко — до паранойи — представляешь: такое может произойти с каждым. С тобой. Никто не застрахован.
Почему так? Можно ли защититься от этого? И как?
Если есть пистолет, он обязательно выстрелит. Только в кого?
Практикующий психолог, преподаватель УрФУ Рустам Муслумов считает, что преступления с применением огнестрельного оружия может провоцировать само обладание этим оружием.
Тот, кто владеет оружием, неизбежно проигрывает ситуации, в которых он может открыть огонь. Грубый пример: на тренингах по личностному росту мужчинам, случается, советуют носить с собою нож, чтобы стать более уверенным. Или еще более примитивный пример: пикаперы, рассказывающие мужчинам, как правильно знакомиться и получить секс, советуют всегда брать с собой презерватив. Потому что этот объект будет мотивировать. Такая же схема работает и с огнестрельным оружием. Сам объект, обладание им, провоцирует его применение. И тут уже все зависит от состояния психики человека.
А вот от чего зависит состояние психики человека? Сейчас в России все люди, по долгу службы имеющие дело с оружием, считаются адекватными. И проходят проверки. Как минимум, это декларируется. Хотя встречаются среди силовиков и такие, как майор Денис Евсюков, который в 2009 году в московском супермаркете вдруг «слетел с катушек» и застрелил двух человек из табельного ПМ.
«На психику влияет окружающая действительность и тот фон, который создают, в том числе и СМИ. И дело не столько в описываемых ужасах, сколько в новых ценностях общества. А сегодня они таковы: ты должен быть лидером, который может вести людей, тогда тебе многое будет позволено, а в противном случае ты — никто. И человек видит, кто сейчас богатый и успешный — звезды телевидения и Instagram, которые смогли себя грамотно подать и продать. Человек думает: я ведь не глупее их, чем я хуже? У него возникает фрустрация, которая провоцирует агрессию. И если под рукой оружие, то…» — продолжает Рустам Муслумов.
Преступления, связанные с оружием, можно поделить на два типа. Первые носят корыстную природу, вторые — насильственную. И если преступник, выстрелив в человека, не взял ценных вещей, то его действия носят явный демонстрационный характер. Можно предположить, что преступник что-то доказывает себе и окружающим, решает дилемму Раскольникова: тварь я дрожащая или право имею. Преступник как бы заявляет: я вот такой и всем докажу. И стреляет.
Психологи считают, что демонстративная агрессивность человека может являться следствием неудовлетворенной потребности. В самореализации, защите… Причем агрессивность и неудовлетворенность совсем необязательно должны проявляться внешне. Он может быть успешным, социализированным. Но в определенный момент совершает ужасный поступок. И подтолкнуть к этому может, в том числе, обладание огнестрельным оружием.
«Во многих современных исследованиях утверждается: сейчас агрессивность общества очень высока и продолжает расти. Я могу это сказать по детям, с которыми работаю. И, на мой взгляд, нам очень повезло, что у нас в стране нет сводного оборота огнестрельного оружия. Если бы пистолеты можно было приобрести в магазине, то трагедий со стрельбой, в том числе и в школах, было бы намного больше», — полагает Рустам Муслумов.
Героизм хорош в теории. Так что лучше побыстрее скрыться
Руководитель свердловского отделения Национальной ассоциации телохранителей Алексей Сысун рубит с плеча и заявляет, что неподготовленному человеку не стоит вступать в противостояние с вооруженным субъектом. Даже если кажется, что в руках только пневматика. Увидев на улице человека, в руках у которого ружье или пистолет, самым правильным решением будет побыстрее скрыться. Даже если этот человек — сотрудник правоохранительных органов.Если полицейский достал оружие, это значит, что рядом с ним опасно.
— Даже подготовленный боец практически ничего не может противопоставить человеку с пистолетом, если они находятся на открытой местности, и стрелок уже целится из оружия, готового к бою. Рассмотрим ситуацию с убийством на Уктусе. Преступник подошел к девушкам, сидевшим на открытом месте. В темноте. Вероятно, вышел из леса. То есть рассмотрели его они (если успели рассмотреть) уже вблизи. Он открывает огонь.
Лучшее что можно сделать — предпринять попытку скрыться. Деревья защитят от пистолетных пуль, петляя между ними есть шанс убежать. Это не гарантия безопасности, лишь способ повысить вероятность выживания в данной ситуации.
Падать на землю, прикидываться мертвым тоже не стоит. Если стрелок сумасшедший — это вряд ли убедит его отказаться от стрельбы. Если хладнокровный убийца, не желающий оставлять живых свидетелей, наверняка захочет добить жертву контрольным выстрелом, — советует Алексей Сысун.
Но ситуация может быть иной. Например, человек с оружием застал своих потенциальных жертв не на открытом пространстве, а в сквере, на улице среди домов и машин, в помещении. Например, «аптечного стрелка» Дмитрия Виноградова, который устроил массовый расстрел коллег в одном из московских офисов, остановили как раз его потенциальные жертвы. Двое офисных работников навалились на стрелка, когда тот перезаряжал ружье, затем подоспела охрана.
Но надо понимать — это шаг отчаянья. Когда чувствуешь, что убежать шансов нет, а у нападающего что-то не то с оружием, есть смысл оказать сопротивление. Особенно в офисе, где под рукой масса предметов, которыми можно ударить нападающего. Но стоит помнить — голливудские штампы в жизни не работают. Многие люди, увидев оружие, просто впадают в ступор. И даже подготовленные бойцы,оказавшись без оружия, не пойдут на преступника с ружьем, если этого не требует их долг.
А здесь должен быть вывод. И он грустный. Где-то на свободе разгуливает явный неадекват с пистолетом. А все что мы можем — это заметить его и убежать. Поэтому очень важно, чтобы его поймали как можно скорее.
Успокаивает одно: у нас на Урале огнестрельного оружия значительно меньше, чем людей с повышенной агрессией. Так что — оставить панику.
Просто будьте внимательны и осторожны. Берегите себя и своих близких.