Никита Андреев
Внутренний двор Большого Кремлевского дворца — режимная территория, куда простые люди вроде нас с вами могут заглянуть разве что со спутника. Сейчас там Гостевая пристройка, а изначально там стояла одна из древнейших церквей Москвы — храм Спаса Преображения на Бору. В народе праздник известен как Яблочный Спас.
По преданию, деревянную версию храма построил московский князь Даниил Александрович в 1270-е. Я согласен с Сергеем Романюком, что Бор — это не девственный сосновый лес, а торговая застава, где брали пошлину. Ну какой бор по периметру укрепленного центра удельного княжества с бойким торжищем?
Известно, что вокруг Спаса на Бору вырос деревянный женский Спасский монастырь. В 1330 году Иван Калита строит каменный собор Спаса Преображения, и это второй каменный храм Москвы после Успенского собора. В последующие годы Спасский монастырь становится мужским.
В конце 1370-х Дмитрий Донской назначает Спасским архимандритом своего духовника Митяя. С этим персонажем связана столь странная, дикая и откровенно водевильная история, что я советую вам не полениться и пройти до конца мой текстовый квест «Возвышение Москвы». Эпизод с Митяем как раз в конце, как изюминка на торте. Дмитрий Донской в этой истории тоже предстает в неожиданном свете.
Спустя без малого 20 лет после этих событий в Спасском монастыре умирает и погребается святитель Стефан Пермский, который крестил пермяков и разработал для них азбуку. Мощи Стефана Пермского — главная святыня собора Спаса на Бору.
Еще сто лет спустя Спасский монастырь переезжает на Крутицкий холм, где и стоит поныне под именем Новоспасского. Собор же Спаса на Бору становится дворцовым. После переноса столицы в Санкт-Петербург Спас на Бору становится храмом для прислуги.
В 1760-е белокаменный собор Спаса на Бору реставрируют традиционным московским способом: полностью разбирают и собирают заново, но из кирпича. Век спустя церковь реставрируют более адекватно, со сносом поздних пристроек.
В 1933 году большевики сносят церковь Спаса на Бору. Гуляет такая городская легенда: Сталин, мол, увидел возле церкви наваленные в беспорядке дрова, рассердился и сказал: «Безобразие! Убрать!» А сталинисты, мол, не поняли, что именно убрать: дрова или церковь, так убрали и то, и другое от греха подальше. Впрочем, такого типа легенды про какие только храмы не рассказывают.
Затем корифей модерна Илларион Иванов-Шиц строит на месте церкви Гостевую пристройку Большого Кремлевского дворца, а на месте древнего монастырского кладбища прокладывают коллектор.
В 1990-е художник Илья Глазунов оформляет интерьеры Гостевой пристройки с великой роскошью. В 2001 году здесь останавливается лидер КНДР Ким Чен Ир, который ради этого проехал всю Россию туда и обратно на бронепоезде.
За подробностями отсылаю к моей старой дотошной статье о соборе Спаса на Бору и Гостевой пристройке БКД. Там есть интерьеры того и другого, да и исторических деталей побольше.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — девятая часть интерактивного путеводителя «Кремль без цензуры». Потом пройдем всю остальную Москву.
Не забудьте поставить лайк — это не для моего самолюбования, а для увеличения охвата на Яндекс-дзене, чтобы краеведческие статьи распространялись активнее и вытесняли дурость и серость.
Коллекция интерактивных путеводителей «История на местности»
А еще мы запустили отдельный канал «Лоскуты Москвы» о районах помимо центра. Там на подходе серия статей о центральных районах Москвы — не так детально, как здесь, а как бы с высоты птичьего полета. Идеально для новичков.