У кого-то может возникнуть вопрос: почему по всему миру знатоки исламского права (фикх) учат фикху какого-либо одного из четырех мазхабов, но не учат и не призывают следовать ни мазхабу Абу Бакра, ни мазхабу Ибн Аббаса, ни мазхабу Катады, ни мазхабу ас-Саури, ни мазхабу Исхака ибн Рахвия ни признанным мазхабам многих других имамов-саляфов?
Краткий и очень содержательный ответ на этот вопрос дал известный шафиитский имам-мухаддис Ибн ас-Салях.
Сказал имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (626 – 684 г.х.):
«Я видел слова шейха Такыюддина ибн ас-Саляха (аш-Шафии, имам мухаддисов, шейх уль-Ислам, 577 – 643 г.х.), смысл которых в том, что таклид положено делать именно за этими четырьмя имамами (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад), помимо других, поскольку их мазхабы распространились и стали развернутыми, так что прояснились в них ограничения безусловных фраз, конкретизации обобщений, условия ответвлений. И если они высказали некое постановление без пояснений, то пояснения найдены в другом месте.
А что касается других, то от них передаются голые фатвы, и может быть так, что у их мнений есть свои дополнения, ограничения, конкретизации (которые не дошли). Если будет достигнута точность в границах значения слов кого-либо из них, то возможно будет делать за ними таклид, без уверенности (в том, что это на самом деле их мнение) в отличие от тех четырех».
И добавил аль-Карафи: «Это хорошее объяснение».
См. Аль-Хаттаб «Мауахиб аль-Джалиль» 1/30.
На сайте с дополнениями: https://muntaqa.info/osob
Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Наши страницы в социальных сетях: