ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
1. Сроки заключения договора
2. Возврат обеспечения исполнения договора
3. Внесение изменений и дополнений в проект договора
4. Поддержка отечественных товаропроизводителей при заключении договоров
5. Ответственность за нарушение норм Правил закупок
6. Заключение электронного договора на портале электронных закупок
С 19 ноября 2018 года процедуру оформления договоров на портале электронных закупок АО «Самрук-Қазына» (далее – Холдинг, Фонд) перевели полностью в электронный формат. Данные по закупкам с момента планирования и на протяжении всего закупочного процесса на данный момент плавно перетекают в условия электронного договора. Ранее система уже умела обеспечивать целостность и прозрачность в формировании всех разделов электронного договора, а после доработок на портале закупок участники могут подписывать договор с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), без долгого обмена бумажными договорами.
Договор заключается в соответствии с проектом договора о закупках, содержащимся в тендерной документации или объявлении о проведении закупок способом запроса ценовых предложений.
Согласно пункту 76 Правил закупок товаров, работ и услуг акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее – Правила закупок): при закупках товаров, работ, услуг, для осуществления которых выделенная сумма по тендеру (лоту) превышает 150 миллионов тенге без учета НДС, потенциальный поставщик, признанный победителем электронных закупок способом открытого тендера, в срок не более 5 рабочих дней с даты опубликования протокола итогов обязан предоставить заказчику оригиналы и (или) нотариально засвидетельствованные копии документов, представленных им в составе заявки на участие в открытом тендере, за исключением документов, формируемых порталом электронных закупок, для процедуры сопоставления.
При заключении договора по итогам электронных закупок способом открытого тендера заказчик до заключения договора с победителем проводит процедуру сопоставления электронных документов потенциального поставщика с оригиналами и (или) нотариально засвидетельствованными копиями бумажных документов в соответствии с требованиями Инструкции по проведению электронных закупок.
Договор о закупках должен содержать цену, предложенную победителем тендера или закупки способом запроса ценовых предложений, с начислением к ней НДС, за исключением случаев, когда победитель тендера или закупки способом запроса ценовых предложений не является плательщиком НДС.
Сроки заключения договора
Согласно пункту 125 Правил закупок, который введен в действие с 15 апреля 2019 года, заказчик не менее чем за 3 рабочих дня до окончательного срока подписания договора согласно протоколу об итогах закупок направляет победителю тендера, закупки способом запроса ценовых предложений подписанный со стороны заказчика проект договора о закупках.
Победитель тендера, закупки способом запроса ценовых предложений должен подписать проект договора о закупках в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта договора о закупках, подписанного со стороны заказчика. Договор о закупках способом тендера или запроса ценовых предложений заключается в сроки, указанные в протоколе об итогах закупок, но не ранее чем через 5 рабочих дней и не более 10 рабочих дней с даты подписания протокола об итогах.
Договор о закупках способом из одного источника заключается в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об осуществлении закупок.
Сейчас срок заключения договора составляет от 5 до 25 рабочих дней.
При заключении договора по итогам тендера нужно знать такие понятия, как обеспечение возврата аванса (предоплаты) и обеспечение исполнения договора.
Обеспечение возврата аванса (предоплаты) – банковская гарантия или иное обеспечение возврата аванса (предоплаты), определенное заказчиком в тендерной документации, в том числе страховой договор со сроками действия до полного погашения авансового платежа (предоплаты) по договору о закупках.
Обеспечение исполнения договора – банковская гарантия или иное обеспечение исполнения договора, определенное заказчиком в тендерной документации, в том числе страховой договор со сроками действия до полного исполнения договора.
Если договором о закупках предусматривается выплата аванса (предоплаты) и представление победителем тендера обеспечения исполнения договора, то победитель тендера должен в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора о закупках представить обеспечение возврата аванса и (или) исполнения договора.
Если обеспечение возврата аванса не будет представлено в указанные сроки, то оплата по договору о закупках производится заказчиком без выплаты аванса в сроки, определенные условиями заключенного договора о закупках.
Согласно пункту 80 Правил закупок требование о представлении заказчику обеспечения возврата аванса (предоплаты) не распространяется:
- на организации, входящие в Холдинг;
- организации инвалидов (физических лиц – инвалидов, осуществляющих предпринимательскую деятельность), производящие закупаемый товар, состоящие в Реестре организаций инвалидов (физических лиц – инвалидов, осуществляющих предпринимательскую деятельность) Холдинга;
- случаи, когда предметом закупок являются услуги страхования, электрическая энергия или горюче-смазочные материалы (по решению заказчика);
- случаи, когда иное предусмотрено пилотной закупочной категорийной стратегией.
Заказчик выплачивает аванс (предоплату) в течение 20 рабочих дней со дня представления победителем тендера обеспечения возврата аванса, определенного заказчиком.
В качестве иного обеспечения возврата аванса и (или) обеспечения исполнения договора заказчик вправе установить требование о внесении страхового договора на всю сумму выплаченного аванса (предоплаты).
При этом страховой договор должен быть выдан страховой организацией, являющейся платежеспособной и финансово устойчивой. Подтверждением платежеспособности и финансовой устойчивости в рамках Правил закупок принимается соблюдение страховой организацией пруденциальных нормативов в течение 12 месяцев, предшествующих первому числу месяца, в котором выдан страховой договор.
Страховой договор должен быть подписан на условиях нулевой условной франшизы.
Источником информации являются ежемесячные данные, публикуемые на сайте уполномоченного органа по контролю и надзору финансовых рынков и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.
Согласно пункту 83 Правил закупок, если обеспечение исполнения договора не будет представлено в указанные сроки, то заказчиком в одностороннем порядке расторгается заключенный договор о закупках, удерживается внесенное потенциальным поставщиком обеспечение заявки, а тендерная комиссия определяет победителем тендера потенциального поставщика, занявшего по итогам оценки и сопоставления второе место.
Исключение составляют случаи полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о закупках до истечения окончательного срока внесения обеспечения исполнения договора о закупках.
Расчет, в том числе окончательный расчет по договору, заказчик обязан осуществить в срок не позднее 30 рабочих дней с даты подписания сторонами актов, подтверждающих поставку товара, оказание услуг, выполнение работ.
Заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня получения от поставщика документов, подтверждающих поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных условиями договора о закупках, заполняет необходимую информацию по договору и в случае отсутствия замечаний подписывает акт, подтверждающий поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, либо отказывает в принятии товара, работ, услуг с указанием аргументированных обоснований.
Возврат обеспечения исполнения договора
Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора о закупках поставщику в течение 10 рабочих дней с даты полного и надлежащего исполнения им обязательств по договору о закупках в случае, если внесение обеспечения исполнения договора было предусмотрено договором.
В случае нарушения поставщиком исполнения договорных обязательств заказчик вправе удержать из суммы внесенного обеспечения исполнения договора о закупках сумму штрафа, начисленную поставщику за нарушение исполнения им договорных обязательств и возникшие в связи с этим убытки.
При этом в случае полной оплаты штрафных санкций самостоятельно поставщиком обеспечение исполнения договора заказчиком не удерживается, а поставщик не вносится в Перечень ненадежных потенциальных поставщиков Холдинга.
Если потенциальный поставщик, за исключением потенциального поставщика, занявшего по итогам оценки и сопоставления второе место, в сроки, установленные в протоколе об итогах тендера или протоколе закупок способом запроса ценовых предложений, не представил заказчику подписанный договор о закупках или, заключив договор, не внес обеспечение исполнения договора, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о закупках.
В случае признания потенциального поставщика уклонившимся от заключения договора о закупках заказчик удерживает внесенное им обеспечение заявки и направляет в установленном порядке соответствующую информацию в уполномоченный орган по вопросам закупок в лице дочерней организации, определенной правлением Фонда, для внесения сведений о таком поставщике в Перечень ненадежных потенциальных поставщиков Холдинга.
Потенциальный поставщик не признается уклонившимся от заключения договора о закупках в случаях:
- отказа потенциального поставщика от заключения договора (долгосрочного договора) о закупках, связанного со значительным снижением курса национальной валюты Республики Казахстан, в период с даты вскрытия заявок на участие в тендере и до даты подписания договора о закупках;
- отказа потенциального поставщика от внесения обеспечения возврата аванса (предоплаты) и (или) исполнения договора о закупках, связанного со значительным снижением курса национальной валюты Республики Казахстан, в период с даты подписания договора о закупках и до даты внесения обеспечения возврата аванса (предоплаты) и (или) исполнения договора о закупках, предусмотренной в договоре.
Внесение изменений и дополнений в проект договора
Внесение изменений и дополнений в проект договора о закупках допускается по взаимному согласию сторон:
- в части уменьшения суммы проекта договора о закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика;
- в части увеличения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы проекта договора (долгосрочного договора) о закупках, связанного со значительным снижением курса национальной валюты Республики Казахстан, в период с даты определения потенциального поставщика победителем и до даты подписания договора о закупках;
Такое изменение проекта договора о закупках товаров, работ, услуг допускается в пределах сумм, предусмотренных для приобретения данных товаров, работ, услуг в плане закупок (долгосрочном плане).При этом поставщик должен представить заказчику обоснование необходимости увеличения цены проекта договора о закупках с указанием детальной калькуляции затрат на производство и (или) факторов, влияющих на увеличение затрат на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, с приложением подтверждающих документов.
- в случае принятия заказчиком альтернативных условий потенциального поставщика;
- в случае отказа либо изменения условий выплаты аванса (предоплаты);
- в части продления сроков выполнения обязательств поставщика по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ в случаях его заключения в соответствии с пунктами 84, 85 Правил закупок с потенциальным поставщиком, занявшим по итогам оценки и сопоставления второе место, при этом договор о закупках заключается по цене, не превышающей предложенную им цену в заявке на участие в тендере. В таком случае учитывается произведенная заказчиком оплата стоимости обязательств, исполненных победителем тендера (другие случаи внесения изменений в проект договора описаны в Правилах закупок).
Изменения и дополнения, вносимые в договор о закупках, оформляются в виде дополнительного письменного соглашения к договору, являющегося неотъемлемой частью договора.
Не допускается вносить в проект либо заключенный договор о закупках изменения, которые могут изменить содержание условий проводимых закупок и предложения, явившегося основой для выбора поставщика.
Если договор заключается с квалифицированным потенциальным поставщиком, являющимся товаропроизводителем закупаемого товара, условиями договора должна предусматриваться предоплата в размере не менее 30 % от суммы договора, которая должна выплачиваться не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора.
При осуществлении долгосрочных закупок товаров у квалифицированного потенциального поставщика, являющегося товаропроизводителем закупаемого товара, заказчики обязаны в условиях договора предусмотреть предоплату в размере не менее 30 % от суммы долгосрочного договора о закупках, предусмотренной для поставки товара на следующие 12 месяцев действия долгосрочного договора о закупках.
В случае заключения договора о закупках с нерезидентом Республики Казахстан допускается оформление договора о закупках в предлагаемой им форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан.
Поддержка отечественных товаропроизводителей при заключении договоров
Согласно пункту 126-1 Правил закупок, с изменениями и дополнениями, внесенными в данный пункт решением Совета директоров Фонда от 13 декабря 2018 года № 156, которые введены в действие с 15 апреля 2019 года:
«Договор о закупках строительно-монтажных работ, по которым имеется сметная, предпроектная, проектная (проектно-сметная) документация, утвержденная в установленном порядке, заключаемый на сумму свыше 250 миллионов тенге без учета НДС по итогам закупок способом открытого тендера, должен содержать обязательство поставщика/субподрядчика по приобретению товаров, подлежащих монтажу, оснащению строящегося объекта и (или) потреблению при строительстве в соответствии со сметной, предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации, у товаропроизводителей закупаемого товара, состоящих в Реестре товаропроизводителей Холдинга.
Прием коммерческих предложений от товаропроизводителей закупаемого товара, состоящих в Реестре товаропроизводителей Холдинга, осуществляется в Системе.
Поставщик/субподрядчик освобождается от выполнения обязательства, предусмотренного настоящим пунктом:
1) в случае отсутствия в Системе коммерческих предложений на дату подведения итогов закупок способом открытого тендера;
2) в случае несоответствия товара, производимого товаропроизводителем закупаемого товара, состоящим в Реестре товаропроизводителей Холдинга, требованиям сметной, предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации;
3) в случае если предложенная цена в коммерческом предложении превышает стоимость товара, установленную в сметной, предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации.
В случае неисполнения нормы настоящего пункта, поставщик работ несет ответственность за неисполнение обязательства в виде штрафа в размере не менее 5 % от общей стоимости договора о закупках, который должен быть оплачен поставщиком работ или может быть удержан Заказчиком до подписания сторонами соответствующего (окончательного) акта, подтверждающего прием-передачу выполненных работ.
Подтверждением исполнения поставщиком/субподрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим пунктом, является предоставление поставщиком/субподрядчиком до даты подписания сторонами соответствующего (окончательного) акта, подтверждающего прием-передачу выполненных работ, копии(й) договора(ов) о закупках товаров у товаропроизводителя(ей) закупаемых товаров, состоящего(их) в Реестре товаропроизводителей Холдинга, актов приема-передачи товаров».
Также с 15 апреля 2019 года введено следующее: долгосрочный договор о закупках товаров, работ и услуг может предусматривать обязательство заказчика о его продлении на срок не более 10 лет с даты его подписания. Продление долгосрочного договора о закупках осуществляется на основании утвержденного плана долгосрочных закупок на соответствующий год.
Долгосрочный договор о закупках товаров, работ и услуг может заключаться на срок более 10 лет в случае, если это предусмотрено пилотной закупочной категорийной стратегией.
Ответственность за нарушение норм Правил закупок
Работники заказчика/организатора закупок, в том числе руководитель, курирующий вопросы закупок, члены и секретарь тендерной комиссии, эксперты и (или) члены экспертной комиссии, руководитель структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения закупок, лица, ответственные за составление и предоставление отчетности по вопросам закупок, несут персональную ответственность за нарушение норм Правил закупок.
Кодекс РК об административных правонарушениях дополняется статьей 207-1 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании» в соответствии с Законом РК от 26 декабря 2018 года № 202-VI (вводится в действие с 1 января 2020 года).
Заключение электронного договора на портале электронных закупок
Договор о закупках заключается в системе (сайт zakup.sk.kz) в порядке и сроки, определенные в Правилах закупок.
Проект договора о закупках, сформированный в виде электронного документа, подписывается в системе посредством ЭЦП.
При этом договоры о закупках, в соответствии с Правилами закупок, в некоторых случаях могут быть подписаны на бумажном носителе с последующей обязательной загрузкой в систему электронной копии такого договора в срок не более 5 рабочих дней с даты заключения договора о закупках.
Заказчик направляет проект договора о закупках, сформированный в виде электронного документа, в личный кабинет зарегистрированного потенциального поставщика для подтверждения редакции проекта договора. При этом поставщик должен подтвердить редакцию проекта договора в течение 2 рабочих дней с даты получения проекта договора.
В случае неподтверждения редакции проекта договора потенциальным поставщиком в установленный срок заказчик вправе подписать договор о закупках и направить подписанный со своей стороны договор потенциальному поставщику на подписание.
Функционал просмотра реестра договоров доступен пользователям с ролью системы «Договорник». Для просмотра договоров необходимо перейти в меню «Договоры» – «Список договоров».
Сведения, указываемые заказчиками/организаторами в договоре о закупках, должны соответствовать электронной карточке учета договора системы.
С более подробным описанием процедуры оформления электронных договоров на портале электронных закупок АО «Самрук-Қазына» можно ознакомиться в Руководстве пользователя по договорам для поставщиков.
Автор: Д. Е. Байканова