Найти тему
Донбасс Таймс

Дмитрий Журавский, концерт для смычка и железнодорожного моста

Наверное, далеко не всем путешествовавшим по России знакомо название «ферма Гау», хотя видели эту конструкцию все. Большинство железнодорожных мостов в стране построено с использованием изобретения американского инженера Уильяма Гау, предложившего в 1840- е годы оригинальное решение для увеличения несущей способности и прочности мостовых конструкций. Суть изобретения — мостовые пролёты оснащались деревянными (впоследствии стальными) фермами со стальными раскосами. Мосты с фермами Гау приобретали большую дополнительную прочность, при этом общий вес сооружения увеличивался незначительно.

Дмитрий Иванович Журавский (1821-1891).
Дмитрий Иванович Журавский (1821-1891).

Когда в России в 1841 году по указу Николая I началось строительство Николаевской (сейчас — Октябрьской) железной дороги, проектирование мостов было поручено американскому инженеру Джорджу Уистлеру. Мостов на дороге из Санкт-Петербурга в Москву требовалось возвести почти две сотни, поэтому Уистлер воспользовался чертежами своего соотечественника, Уильяма Гау. А руководство строительства поручило проверить чертежи американца молодому, но уже известному в столице инженеру Дмитрию Журавскому. Это было сделано не случайно: в Санкт-Петербург поступали сообщения о нескольких крупных авариях на мостах, построенных по системе Гау.

Журавский работу выполнил, за несколько лет сделал то, чего не делал до него ни один инженер в мире — полный расчёт всех ферм, а попутно сделал… открытие. Он пришёл к выводу, что нагрузка на раскосы и вертикальные тяжи по всей длине пролёта распределяется неравномерно. Ближе к опоре моста и началу пролёта она выше, ближе к середине — ниже. Если делать раскосы разной толщины, можно существенно увеличить прочность конструкции.

Воробьинский мост, спроектированный и построенный Дмитрием Журавским.
Воробьинский мост, спроектированный и построенный Дмитрием Журавским.

Дмитрий Журавский был на 100% уверен в своих выводах, но как убедить в этом руководство строительства и руководителя проекта Джорджа Уистлера? Специально для демонстрации своей теории Журавский построил макет моста с «фермами Гау». Роль растяжек в нём выполняли натянутые куски проволоки. А на заседание комиссии по утверждению своего предложения, где присутствовали опытнейшие инженеры той поры, Журавский принёс… скрипичный смычок. И продемонстрировал на макете, что звук, издаваемый раскосами-струнами в разных точках моста — разный. Ближе к опоре звук выше, ближе к середине пролёта — ниже.

Один из мостов на Транссибирской магистрали. На снимке хорошо заметна разная толщина раскосов.
Один из мостов на Транссибирской магистрали. На снимке хорошо заметна разная толщина раскосов.

Неизвестно, прозвучали ли аплодисменты после этого необычного концерта. Но идея Журавского, впоследствии ставшая теорией расчёта мостовых ферм, была принята благосклонно. Молодому инженеру поручили строительство девятипролётного Воробьинского моста — одного из самых сложных на Николаевской дороге.