Наверное, далеко не всем путешествовавшим по России знакомо название «ферма Гау», хотя видели эту конструкцию все. Большинство железнодорожных мостов в стране построено с использованием изобретения американского инженера Уильяма Гау, предложившего в 1840- е годы оригинальное решение для увеличения несущей способности и прочности мостовых конструкций. Суть изобретения — мостовые пролёты оснащались деревянными (впоследствии стальными) фермами со стальными раскосами. Мосты с фермами Гау приобретали большую дополнительную прочность, при этом общий вес сооружения увеличивался незначительно.
Когда в России в 1841 году по указу Николая I началось строительство Николаевской (сейчас — Октябрьской) железной дороги, проектирование мостов было поручено американскому инженеру Джорджу Уистлеру. Мостов на дороге из Санкт-Петербурга в Москву требовалось возвести почти две сотни, поэтому Уистлер воспользовался чертежами своего соотечественника, Уильяма Гау. А руководство строительства поручило проверить чертежи американца молодому, но уже известному в столице инженеру Дмитрию Журавскому. Это было сделано не случайно: в Санкт-Петербург поступали сообщения о нескольких крупных авариях на мостах, построенных по системе Гау.
Журавский работу выполнил, за несколько лет сделал то, чего не делал до него ни один инженер в мире — полный расчёт всех ферм, а попутно сделал… открытие. Он пришёл к выводу, что нагрузка на раскосы и вертикальные тяжи по всей длине пролёта распределяется неравномерно. Ближе к опоре моста и началу пролёта она выше, ближе к середине — ниже. Если делать раскосы разной толщины, можно существенно увеличить прочность конструкции.
Дмитрий Журавский был на 100% уверен в своих выводах, но как убедить в этом руководство строительства и руководителя проекта Джорджа Уистлера? Специально для демонстрации своей теории Журавский построил макет моста с «фермами Гау». Роль растяжек в нём выполняли натянутые куски проволоки. А на заседание комиссии по утверждению своего предложения, где присутствовали опытнейшие инженеры той поры, Журавский принёс… скрипичный смычок. И продемонстрировал на макете, что звук, издаваемый раскосами-струнами в разных точках моста — разный. Ближе к опоре звук выше, ближе к середине пролёта — ниже.
Неизвестно, прозвучали ли аплодисменты после этого необычного концерта. Но идея Журавского, впоследствии ставшая теорией расчёта мостовых ферм, была принята благосклонно. Молодому инженеру поручили строительство девятипролётного Воробьинского моста — одного из самых сложных на Николаевской дороге.