Найти тему
История моды с Марьяной С.

Выбор между камелией и фиалкой

На этом портрете изображена юная Эллен Терри, в будущем - знаменитая актриса. Впрочем, уже и тогда, в свои неполные семнадцать, она была актрисой - на сцену вышла ещё ребёнком. И вот в неё, шестнадцатилетнюю, влюбился художник Джон Фредерик Уоттс. Он не был прерафаэлитом, но как раз в 1860-х находился под влиянием Данте Габриеля Россетти, одного из основателей этого братства художников.

"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)
"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

Какой была Эллен в реальной жизни, можно судить по фотографии, сделанной в том же году, что и портрет. Семнадцать ей исполнилось спустя несколько дней после свадьбы. Муж был старше её почти на тридцать лет - ему было сорок шесть.

Эллен Терри, Джулия Маргарет Кэмерон, 1864. Из коллекции Центра Гетти
Эллен Терри, Джулия Маргарет Кэмерон, 1864. Из коллекции Центра Гетти

На Эллен её свадебный наряд. В своих мемуарах она писала позднее: "День свадьбы выдался очень холодным. Как и большинство женщин, я помню, что было надето на мне во время важных событий в моей жизни. В тот день на мне было коричневое шёлковое платье по эскизу Холмана Ханта, и белый стёганый капор, украшенный веточкой флёрдоранжа, и я куталась в прекрасную индийскую шаль".

Наряд не белый, заметим – в то время уже обычай надевать на свадьбу белое платье был уже весьма популярным. Нет, это было бы слишком банально для этого круга!

Платье сделано из тёмного шёлка с бархатной отделкой в ренессансном стиле. И автор эскиза - сам Уильям Холман Хант, ещё один из основателей братства прерафаэлитов! А причёска на портрете, скорее, напоминает не девичью, а юношескую, и тоже эпохи Возрождения. Как у какого-нибудь пажа.

Муж-художник заложил тут аллегорию. Как актрису, юную женщину манят земные радости, в том числе огни сцены, которые символизируют красные камелии:

"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон). Деталь.
"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон). Деталь.

А в руке она сжимает букетик фиалок - символ тихих, спокойных домашних радостей:

"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон). Деталь.
"Выбор", Джон Фредерик Уоттс, 1864. Из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон). Деталь.

Брак распался одиннадцать месяцев спустя. Ещё спустя какое-то время она вернулась на сцену. Ей было суждено стать одной из знаменитейших исполнительниц ролей в шекспировских пьесах.

Эллен Терри в роли леди Макбет, Джон Сингер Сарджент, 1889. из коллекции галереи Тейт
Эллен Терри в роли леди Макбет, Джон Сингер Сарджент, 1889. из коллекции галереи Тейт

Что ж, камелии победили...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!