LED ZEPPELIN
The Soundtrack From The Film “The Song Remains The Same” (2 CD / Mini LP)
℗ 2018 Swan Song / Atlantic Recording Corporation / Warner Music Group / Warner Music Russia 0603497862757
10 + 5 tracks = 60'33" + 71'25"
Переиздание альбома группы Led Zeppelin “The Soundtrack From The Film "The Song Remains The Same"” на iTunes
Слушать переиздание альбома группы Led Zeppelin “The Soundtrack From The Film "The Song Remains The Same"” на Яндекс.музыке
Купить переиздание альбома группы Led Zeppelin “The Soundtrack From The Film "The Song Remains The Same"” в форматах CD, Blu Ray и LP.
Рецензия на переиздание (тем более очередное и дополненное, и тем более спустя 42 года) всегда лукава: мы знаем об этом альбоме то, что было неизвестно в момент его первого издания – ну и статус его, понятно, за все эти годы мог сильно измениться. Что и произошло с единственным прижизненным концертным альбомом Led Zeppelin, а на самом деле – саундтреком к полнометражному фильму-концерту “The Song Remains The Same”, снятому и записанному в нью-йоркском зале “Madison Square Garden” с 27 по 29 июля 1973 года и выпущенному в прокат в октябре 1976 года. Задержка в производстве фильма была вызвана разногласиями между режиссёрской бригадой Джо Массо (Joe Massot) и своенравным менеджером группы Питером Грантом (Peter Garnt); в результате Джо пришлось отдать Питеру отснятый материал для его дальнейшей доработки уже режиссёром Питером Клифтоном (Peter Clifton).
Трейлер фильма “The Song Remains The Same”
Понятно, что Led Zeppelin в 1976 году и та же группа в 1973 году – это два довольно разных коллектива, но претензии и к фильму, и к концертному альбому предъявлялись совершенно другие, причём сразу по выходу обоих артефактов в свет. А именно исключительно такого рода: «Летом 1973 года Led Zeppelin уже ощутили себя звёздами, и стали совершенно другой группой, чем года за полтора до того». Сейчас это высказывание увязывают с изданными в виде тройного концертного альбома “How The West Was Won” (2003) с записями группы с калифорнийских концертов июня 1972 года, однако в 70-е эти записи имели хождение разве что в виде бутлегов далеко не лучшего качества. Но действительно – именно летом 1973 года Джимми Пейдж (Jimmy Page) всерьёз озаботился тем, что на Led Zeppelin не обращают внимания заокеанские селебритиз, тогда как на концерты, допустим, Дэвида Боуи (David Bowie) и The Rolling Stones они валят валом да ещё и норовят познакомиться с артистами. А Led Zeppelin в то время известно с какими «селебритиз» знакомились… И самое главное – Джимми очень чётко понимал, какой концертный альбом и фильм нужен для презентации его группы всей планете: пафосный, дорого записанный и лощёный в самом лучшем смысле этого слова. “The Song Remains The Same” таким и оказался. Хотя в исходном, девятипесенном издании (на двойном LP и CD) он вызывал массу вопросов несоответствием краткости собственно песенной программы и превращением как минимум пяти пьес в подлинных монстров в смысле их длины. Канонический двойной концертный альбом второй половины 70-х – это именно показ товара лицом (уже вполне буржуазным лицом), а не материализация представлений недалёкого эксперта о «спонтанности и агрессии» концертного выступления. Надо очень хорошо понимать, что если не брать в расчёт миф о нечеловеческом величии Led Zeppelin, то “The Song Remains The Same” ничем не лучше и не хуже таких аудиопамятников великими группам, как знаменитые концертники Thin Lizzy “Live And Dangerous” и UFO “Strangers In The Night” (оба – 1978). Ровно, ровно такой же артефакт эпохи.
Концертный видеоклип к пьесе “Black Dog” из фильма “The Song Remains The Same”
Но всё же артефакт был коротковат по песенной программе, каковое упущение было ликвидировано уже в новую эру – трек-лист нового переиздания совпадает с таковым у переиздания из осени 2007 года, и даже комментарий режиссёра (и бывшего музыкального журналиста) Кэмерона Кроу (Cameron Crowe) остался прежним. Новый ремастеринг Джона Дэвиса (John Davis) по большому счёту уже ничего не улучшает – да и куда, предыдущий ремастеринг состоялся ведь в том же 2007 году. Понятно, что главным резоном CD-переиздания “The Song Remains The Same” был выпуск альбома в 15-трековом обличии на LP – но лишний тираж канонического концертного альбома группы, самим своим существованием определившим понятие «зрелая рок-музыка», никогда лишним не будет. Более того – это своего рода постамент для монумента, на который должна быть водружена легенда о Led Zeppelin: как-никак единственный прижизненный концертный альбом квартета, тем более приведённый ныне в максимально качественное состояние. А говорить об отдельных песнях здесь просто не имеет смысла: за 45 лет они точно хуже не стали, да теперь и не пишет таких – не та эпоха на дворе. И, повторимся, нынешнее переиздание “The Song Remains The Same” – это и есть памятник той рок-эпохе, причём один из самых важнейших памятников ей.
Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.