Тут у нас небольшой перерыв случился в публикациях: это я недолго в Турции отдыхал. И вот, греясь под тёплым средиземноморским солнышком, глядя на беспечных турок, я подумал о том, что, скорее всего, пограничных психических расстройств у них поменьше, чем у нас. Всё-таки среда обитания напрямую влияет на человека. Ну, в самом деле, вот стало тебе душевно плохо в Турции, ты пришёл к морю в любое время суток (ночью даже лучше: больше шансов побыть в одиночестве, прохладнее и более романтично), послушал шелест волн, поперекатывал ногами или руками красивые камушки, глядишь – и полегчало! А у нас, если худо на сердце, куда идти? Ну, днём ещё можно вслед за Безруковым с берёзкой-берёзонькой пообниматься, хотя для трезвого удовольствие, на мой взгляд, сомнительное, а уж ночью до речки-реченьки через луг точно не дойдёшь: комары с мошкой «заедят». И, когда с лицом, похожим на оплывшую целлюлитную ж..у, ты дома встанешь перед зеркалом, то плохое настроение вернётся к тебе, как неразменный пятак, и останется уже надолго.
И, как логическое завершение всего сказанного выше: в России нужно вводить психологический ликбез! С самого раннего возраста! Всеохватный!
Маленький человечек учится чистить зубы примерно с того же возраста, как начинает самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой. А почему бы не обучать его с этого же времени распознаванию чувств, чтобы в последующем он мог свободно узнать эмоцию, которая им владеет, и, главное, свободно описать словами своё состояние!!
Дети в садике начинают день с зарядки, чтобы развить физическое тело. Почему вслед за этим не «размяться» психологически: давайте вместе посмеёмся, поплачем, удивимся, испугаемся, подарим что-то друг другу и ощутим радость от дарения!
В школе есть предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнеобеспечения). Так и представляю, как дети на перемене обсуждают ещё один предмет – ОПР (Основы психологического развития).
- А ты домашнее задание по стрессу выучила?
- Нет! А ты?
- А чего там учить-то! Упражнения, как быстро успокоиться…Это я ещё с младших классов помню. Но повторила, потому что эти упражнения нам скоро понадобятся на практических занятиях по устранению панических атак…
Наконец, ВУЗ. Молодой, белозубый профессор сообщает аудитории: «После сегодняшней лекции «О раскрытии женского самосознания» у первого потока – «Час медитации», у второго потока – зачёт по самообезболиванию при травмах без применения анальгетиков».
Конечно, эти картинки сродни кадрам из советских «лакированных» кинофильмов 50-х годов прошлого века в их представлении о будущем. А жаль! Там было много рационального и прекрасного одновременно.
А вообще-то идея повышения общей психологической грамотности тянет на хороший такой национальный проект.
Но в условиях современных отечественных реалий – будем считать, что это я под турецким солнышком перегрелся!
Всем счастья и успехов!