«Жениться по любви не может ни один король» – так гласит народная мудрость. Что ж: короли, может, и не могут, а некоторым царям удалось. Причем настолько хорошо, что их сватовство и семейная жизнь становились сюжетами для романов.
Федор Алексеевич был старшим из 3 сыновей Алексея Михайловича Романова, переживших отца. Царем он стал в 1676 году, после смерти отца (в возрасте 15 лет, но тогда этого было достаточно для правления). Юноша был очень хилым и слабым: болел наследственной формой цинги, а в отрочестве упал с лошади и его переехали тяжелые сани. Большинство считало, что долго молодой царь не проживет. Он почти не выходил из своих покоев, а страной фактически правил клан Милославских. Вместе с тем, Федор был очень образован и умен. Жениться же он был просто обязан: царство должно иметь наследника, и здоровье царя при этом никого не волнует. Все дальнейшее напоминает сказку. Но великий Дж.Р.Р.Толкиен отмечал, что сказки появляются на основе реальности, возвышая ее до уровня идеала.
Согласно сказке, дело было так: в 1680 году во время крестного хода 18-летний царь увидел в толпе красивую девушку. В принципе это не редкость, но что-то в незнакомке настолько «зацепило» молодого человека, что он решил действовать. Один из царских приближенных получил задание выяснить про нее все, что можно, и вскоре представил доклад: зовут Агафья, 17 лет, дочь смоленского шляхтича Семена Грушецкого, более польского, нежели русского, роду. Проживает в доме дяди, дворянина Семена Заборовского.
Петь под окнами серенады или свистом вызывать понравившуюся девушку на свидание на Руси тогда категорически не полагалось. Но Федор задействовал в борьбе за счастливое будущее «административный ресурс» – его приближенные договорились с родственниками девушки о «смотринах» и предупредили дядю Заборовского, чтобы не спешил выдавать племянницу замуж. «Смотрины» состоялись через чердачное окно – теремные порядки во многом были не лучше гаремных.
Приближенные царя всполошились. Особенно нервничал клан Милославских – родственники его покойной матери. Какая-то худородная полячка будет их царицей – эдак и влияние на молодого царя потерять недолго! Дядя царя, Иван Милославский, тут же прибег к способу, который почему-то счел вполне благородным и достойным человека, находящегося возле престола – обвинил девушку (а заодно и ее мать) в непристойном поведении!
Но тут Федор отколол номер почище самовольного выбора невесты – просто отправил верных людей к ней и попросил объяснений! И юная Агафья лично, в лицо царским посланцам заявила, что жизнью ручается за свою честь!
Дальнейший «смотр невест» с 19 кандидатками был уже организован просто для порядка, чтобы традиции уважить. Федор быстренько выбрал Агафью, и в июле 1680 года обвенчался с ней. Историк В.Н.Татищев подобрал такое описание этому браку: «…крайней любовью одарены были…». Федор обожал свою молодую царицу, и Агафья также была искренне привязана к мужу. Никогда не пользовалась она их отношениями для сведения счетов – даже зловредный Милославский был прощен Федором по ее просьбе (хоть и утратил царское доверие). Зато юная царица охотно использовала горячее желание мужа ей угодить для изменения к лучшему некоторых порядков при московском дворе.
На бывших польских землях отношение к женщинам было более уважительным, чем в Москве, и они там пользовались большей свободой. И Агафья стала вводить такую моду в Кремле. Ну как мог Федор устоять перед просьбами красавицы-жены, если ей так шли кокетливые польские наряды? Особенно Агафья любила нарядные шапочки, и охотно дарила их сестрам мужа, сделав моду всеобщей. Царица появлялась вместе с мужем на официальных мероприятиях, не стеснялась высказывать свое мнение по разным вопросам. Возможно, именно это нравилось в ней сестре Федора, Софье (будущей регентше при младших братьях) – она и ее сестры с симпатией относились к Агафье. Да что там – пожилые бояре вдруг начали подстригать бороды и учить польский язык! И им это нравилось!
Царь также преобразился: телесные немощи стали отступать, Федор Алексеевич взял бразды правления в свои руки и осуществил несколько важных для страны реформ.
Но мало времени досталось молодым – не сужден был им долгий счастливый век… В июне 1681 года Агафья умерла от родовой горячки, едва родив сына Илюшу. Малыш тоже не зажился на свете, умерев через неделю после матери.
Федор не был сильным человеком – он не сумел даже до конца проводить жену и сынишку и не был на их погребении. Несколько дней он не разговаривал и не ел. Потом жизнь наладилась – да не совсем. Верный долгу царя, Федор через полгода после смерти Агафьи женился снова. Да только неудачным оказалось это решение – и трех месяцев не прожил царь в новом браке.
Последняя сказка о его жизни гласит: умирая, Федор шептал вместо молитв стихи Овидия. А ведь в жизни этого поэта тоже была невеселая любовная история…
Если эта история была вам интересна – поставьте лайк, пожалуйста. И подпишитесь на канал – я готовлю множество интереснейших рассказов о знаменитых людях и известных событиях мировой истории.