Июнь 2019 года выдался не только жарким и засушливым. В поездках страдают водители и пассажиры, а также их автомобили. При этом не все осознают те риски, которые связаны с летней эксплуатацией автомобиля в жару. Представители дорожной полиции привычно предупреждают владельцев автомобиля об осторожности, не называя все опасности, которые поджидают в дороге при высокой температуре «за бортом».
Факторы риска
Среди наиболее опасных факторов выделяется торможение. Здесь следует учитывать несколько рисков:
1. Увеличение тормозного пути. С учетом высокой температуры асфальта размягчаются шины, замедление происходит не так эффективно. Особенно рискуют водители, которые «донашивают» старые зимние шины в летний сезон. Мягкие, с учетом натуральных материалов, зимние колеса еще хуже ведут себя в такую погоду.
2. Кипение тормозной жидкости. В случае несвоевременной замены рабочей жидкости, точка ее кипения постепенно снижается. Если DOT-4 кипит при 250 °С, то каждый год этот показатель снижается на 10-20 °С. Водитель не всегда правильно диагностирует это состояние. Слегка мягкая педаль при торможении – признак пограничного состояния. Чуть позже педаль способна «провалиться» в пол.
Своевременное техническое обслуживание тормозной системы позволит избежать неприятностей. Нескольких метров тормозного пути может не хватить при очередном нажатии на педаль рабочего тормоза.
Еще одним из факторов является температурный режим двигателя. Уже после 30 °С значительно возрастают нагрузки на мотор. Особенно это касается интенсивной работы в городском цикле мегаполисов. Нередко температура превышает рабочий диапазон. В случае загрязненного радиатора, изношенности патрубков и уплотнителей, риск появления течи, кипения антифриза значительно возрастает.
Особенности эксплуатации автомобиля в жару
Наряду с техническими аспектами, сам водитель и пассажиры подвергаются испытанием температурой. Среди нескольких простых правил поведения в салоне машины в жару выделяют:
1. Работа кондиционера. До начала жарких деньков провести обслуживание системы. Замена салонного фильтра, хладагента – операции периодического обслуживания.
2. Настройка системы микроклимата. Не стоит пытаться охлаждать жаркий салон. Вначале пытаемся несколько охладить внутренне пространство потоком внешнего воздуха. Далее охлаждаем постепенно – на 5 градусов (с 30 до 25 °С), постепенно снижая температуру до комфортного значения. В противном случае – температурного шока для организма не избежать. На первом этапе воздух гоняем внутри салона, чтобы уменьшить его объем для охлаждения. Дефлекторы направляем вверх: центральный – в потолок, а крайние – для движения воздуха вдоль стекол. Конструкторы именно так проектируют систему обдува для работы с наибольшей эффективностью.
3. Без кондиционера. При отсутствии или неисправности устройства его действие не сложно заменить, накрыв мокрой тканью дефлекторы. В салоне держат запас воды. Холодную воду пить ограничено – она быстро выходит с потом. Достаточно воды комнатной температуры или зеленого чая в термосе. Без тяжелой пищи лучше обойтись. В дальней поездке голод можно утолить легким салатом или фруктами.
Отдельно заботятся о детях. Обезвоживание у детей наступает быстрее. Ребенку давайте пить каждые 30 минут. Сиденье ребенка лучше разместить в центре заднего дивана. Так снизится воздействие солнца на ребенка.
Есть и другие простые секреты, чтобы избежать мучений от жары в автомобиле:
· вычистить салон – без пыли дышится легче;
· при установке в машине кожаных сидений, их намачивают.
Но самым главным среди всех мер является самоконтроль состояния водителем. Не стоит доводить до потемнения в глазах, предобморочного состояния. Малейшие симптомы недомогания, перегрева – это сигнал для отдыха. Подойдут кафе, тенистый лесок. Вариант «потерпеть» в этом случае не пройдет. И тогда любая поездка завершится благополучно.