Статья для конкурса «Большая перемен@»
Автор Оксана Кудря
Здравствуйте, я учитель сельской школы
Хочу рассказать, как я использую цифровые технологии на своих уроках, что получается, какие возникают сложности, и что дети думают о таких уроках.
Какие же цифровые возможности используются в нашей школе? Это, прежде всего, переход на «Школу 2.0», использование электронного журнала, проведение ВКС, дистанционное образование учащихся и учителей, мобильные классы. В школе постоянно проходят обучающие педсоветы по использованию возможностей Школы 2.0 в обучении. Учителя втягиваются, делятся интересными находками, так что это большой плюс. Однако, многие коллеги используют цифровые инструменты просто для оцифровки учебного процесса. Вместо доски – интерактивная доска, вместо наглядных пособий – презентации. Получается та же самая система образования, только в электронном виде.
В своей работе я стараюсь переосмыслить процесс обучения и использовать цифровые ресурсы для того, чтобы учить детей добывать новые знания, применять знания на практике и при решении нестандартных задач.
Соответственно и меняется роль педагога при использовании цифровых технологий. Роль учителя – роль консультанта, умного и грамотного наставника.
Так какие же цифровые инструменты помогают в работе мне?
Большие возможности для формирования универсальных учебных действий представляют сервисы интернета, под общим названием сервисы Web 2.0.
Эти сервисы могут сделать процесс передачи и получения знаний более эффективным, обладают богатейшими дидактическими возможностями
Привлекают эти сервисы тем, что ученик сам создает учебные материалы.
Возникает необходимость в разработке новых педагогических и методических идей по организации учебной работы с использованием сервисов Web2.0.
В 2012 году результатом моего участия в дистанционных курсах стал блог «Куда уходит детство?».
Блог – это не только площадка для размещения конкурсов для учащихся 5, 6, 7 классов, методического материала к урокам русского языка, но и сетевое взаимодействие с учащимися во внеурочное время для совместного освоения сервисов Web2.0.
Работу по освоению сервисов мы начали с выполнения проекта «Повторяем с увлечением». Проект размещен в блоге и предназначен для учащихся 6 класса в рамках темы «Повторение изученных орфограмм и пунктограмм в 5 классе» и для учащихся 7 класса «Повторение изученных орфограмм и пунктограмм в 6 классе». Идея проекта – это создание системы интерактивных заданий по повторению орфограмм и пунктограмм, изучаемым в 5,6 классах с помощью сервиса Web 2.0.
В проекте были представлены инструкции по работе с сайтом, материалы для оценивания, списки изученных орфограмм, стартовая презентация, примеры интерактивных заданий. На уроке русского языка проект был «запущен».
В течение месяца учащиеся включились в работу, выполняли задания. В ходе выполнения проекта были сложности с регистрацией на сайте, с выбором дидактического материала для шаблона, с размещением ссылки на выполненное задание в блоге.
Следует отметить, что работа учащимся понравилась, в классе все с удовольствием делали интерактивные задания, выполненные другими учениками, оценивали работы товарищей. Ребята отметили интересные шаблоны на сайте, возможность отправлять ссылки на задания друзьям или размещать на странице в социальных сетях.
Учащиеся подготовили много интерактивных заданий, которые мы используем при повторении тем по русскому языку. (Ссылки на задания, выполненные учениками: Правописание слов с пол-,полу-, Разряды имен прилагательных, Повторим русский язык 5 класс, Введение в лингвистику. Разделы русского языка, Тест по русскому языку 5 класс, Угадай слово, Викторина по русскому языку для учащихся 5-6 классов, Русский язык. Орфография).
Ребята отметили, что викторины, пазлы, «виселицы», ребусы можно применять не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.
Для организации долгосрочных или краткосрочных проектов мы используем сайт WikiWall или стенгазету.
Работу в этом сайте учащиеся осваивают без труда. Ссылку на стенгазету я размещаю в блоге или электронном журнале. Учащиеся без регистрации выходят по ссылке в стенгазету и выполняют задание.
Например: Задание. Подбери интересные материалы к «Неделе русского языка» и размести в стенгазете.
Сервис Wordle мы используем для создания облака из слов. Ученики основной школы в большей степени опираются на образное мышление. Картинки из цветных слов, расположенных в различном порядке привлекают внимание учащихся, способствуют запоминанию материала.
Итак, работа с сервисами Web 2.0 на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание; формирует умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Естественно, что использование сервисов на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование заданий, выполненных с помощью сервисов, способствует активизации познавательных потребностей учеников и повышает эффективность урока.
Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что в результате использования на уроках работ, сделанных при помощи данных сервисов, у ребят повышается учебная мотивация (85% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Таким образом, применение на уроках русского языка работ, сделанных при помощи данных сервисов, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, которые лучше запоминаются учащимися, самостоятельная работа учащихся с помощью сервисов способствует формированию УУД.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»