Тема стиляг мне достаточно близка, потому что я и сам не чужд некоторому щегольству в одежде и люблю быть модным. Сейчас, конечно, быть одетым во все заграничное и выбивающееся из общей серой массы - дело обычное. Но стиляги 50-60-х годов были в этом смысле чуть ли не революционерами. То мощное молодежное движение, которое в то время бурлило на Западе, опрокидывая привычные устои жизни, в СССР по касательной прошлось именно в среде этих стиляг.
Никакое тоталитарное государство не выносит свободы в одежде и стиле поведения. Так что ясен пень, против стиляг поднялась огромная волна критики, и силами госпропаганды был создан образ тупого тунеядца, озабоченного только добычей заграничных тряпок, готового за галстук и носки из-за бугра продать родную мать. А родину-мать он как бы уже и продал.
В сталинские времена разговор со стилягами был бы короткий, но тут наступила оттепель, и отправлять на лесоповал из-за пиджака не того цвета и фасона стало стремно. Поэтому со стилягами боролись административными методами + пропагандой. Во втором случае свой вклад в эту титаническую борьбу сделали карикатуристы.
Тогда в СССР был очень популярен сатирический журнал "Крокодил", где бичевались еще сохранившиеся, как родимые пятна капитализма, пороки общества, и на его страницах замелькали стиляги . Исходя из того, что я видел, могу сделать вывод, что основных идей в освещении темы было несколько:
стиляга-тунеядец, и в этом смысле он противопоставлялся славным, работящим ребятам-комсомольцам;
стиляга-пустой прожигатель жизни, этот образ высмеивал времяпровождение стиляг, изображая их кривляющимися в диком танце или наклюкивающимися коктейлей в ресторане, на вечеринке;
стиляга-тупой модник, гоняющийся за всем заграничным, что бы это ни было, одетый нелепо и пестро, лебезящий перед любым иностранцем, желая выменять у него какие-нибудь тряпки на банку икры или поднос из Хохломы.
Короче, образ вырисовывался весьма неприглядный. Сравнение стиляг с поганками и мухоморами было общим местом. В результате массированной идеологической атаки в народном сознании стиляга так и остался низкопоклонцем перед Западом, бледной доморощенной тенью иностранца.
Что ни карикатура про стиляг - то непременно хилый юноша с тонкими ногами, в изломанной позе, в пестрой рубашке. Если это девушка - тоже ломкая, вычурная, с нелепой прической. Их часто изображали в танце, судя по всему - рок-н-ролл.
Настоящие стиляги были, конечно, разными. Но в целом стилягами становились парни и девушки из интеллигентных или номенклатурных семей, достаточно умные, чтобы понимать, что капиталистический Запад, вопреки статьям в газете "Правда", отнюдь не загнивает, а очень даже процветает. Им претил пафос советского строительства, они хотели свободы самовыражения. Вот и самовыражались, как могли, стараясь выкроить свою жизнь вопреки советским лекалам. Для них импортный пиджак был, как ни смешно это звучит сейчас, глотком свободы, ни много ни мало.
К концу 60-х движение стиляг ушло в прошлое, но им на смену пришли "хиппующие". А это несколько иной стиль. В отличие от 50-х и первой половины 60-х годов, когда стиляги пытались одеться именно модно и стильно, "по-западному", увлекались джазом и рок-н-роллом, хиппующие старались одеться свободно, в стиле фолк. На смену узким брюкам пришел клеш, на смену прилизанным кокам - длинные волосы.
Журнал "Крокодил" плавно перешел с бичевания стиляг на бичевание хиппующих. Их высмеивали опять-таки за пестроту одежды, но также за лохматость, немытость, буйство темперамента и громкую музыку.
Но это уже немножко другая история.
Я пишу о том. что меня так или иначе удивило. Удивитесь вместе со мной! Подписывайтесь на мой канал и жмите на "поделиться".
Читайте еще на моем канале: