Понятие «музыкальная культура» — многозначно. В данной статье этот термин трактуется как особая форма духовной жизни социума в определенный исторический момент его развития.
В XIX в. музыкальная культура Гомеля развивалась на разных уровнях сословной иерархии и представляла собой совокупность взаимодействующих социокультурных образований: аристократической (дворянской), духовной (церковной), народной, музыкальной культуры купечества и мещанства, репрезентовавших музыку светского и религиозного быта. Им были свойственны различные формы и виды функционирования и распространения музыки в обществе, а также различная степень влияния на музыкально-исторический процесс.
До конца XVIII в. Гомельское староство входило в состав Речи Посполитой и с 1730 г. принадлежало одному из крупнейших польских магнатов князю М.Ф. Чарторыйскому(1696-1775). В «Новом и полном географическом Словаре Российского государства» (Т. I-VI, Москва, 1788-1789), составление которого началось вскоре после присоединения к России самых восточных территорий Речи Посполитой, о Гомеле сообщалось следующее: «местечко Могилевского Наместничества в Белицком уезде, в 210 верстах от Могилева, на правом берегу реки Сож. В нем есть земляной замок, обнесенный палисадом, три Греческие церкви, одна Униатская и одна Католическая; почтовый дом и каменный магазин, раскольничья слобода и их молитвенный храм; бывает в нем две ярмарки; жителей 1258 человек, очень зажиточные» [1, с. 115]. Население староства было поликонфессиональным: православные (около 60 % населения), староверы, католики, униаты, иудеи.
В 1772 г. в результате первого раздела Речи Посполитой Гомель вошел в состав Российской империи. С этого момента начинается новый период в истории города, сопровождающийся его интенсивным социально-экономическим и культурным развитием. Уже к началу XIX в. при графе Н.П. Румянцеве на месте небольшого «местечка» появляется регулярно распланированный и застроенный в стиле классицизма город со всеми характерными для него административными, хозяйственными функциями и соответствующей общественной дифференциацией.
При Н.П. Румянцеве в Гомеле «вместо прежних трех деревянных церквей появились два каменных храма: Петропавловский и Троицкий. Символом религиозной толерантности Н.П. Румянцева стало строительство в центре Гомеля католического костела. Перспективу Базарной улицы завершала каменная синагога. Именно это, вместе с явным покровительством, которое канцлер оказывал местным староверам и старообрядческим храмам, являлось настоящим зримым символом нового времени — эпохи просвещения» [4, с. 132].
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований.
Поскольку Гомель в обозначенный период являлся поликонфессиональным городом, значимую роль в развитии музыкального образования, воспитания и исполнительской (хоровой и инструментальной) практики сыграло духовенство. Основной религией, поддерживаемой официальными властями, стало православие. Его влияние на развитие музыкальной культуры проявилось, прежде всего, в хоровом исполнительском искусстве, которое в условиях укрепления государственности России рассматривалось как средство нравственного, художественного и музыкального воспитания народа: в богослужебно-певческий обиход белорусских православных храмов внедряются российские обиходные напевы и авторские хоровые композиции, одобренные цензурой Санкт-Петербургской Императорской придворной певческой капеллы. В Гомеле церковное пение преподавалось во всех учебных заведениях города (частном женском пансионе А. Петрашень, гимназии и лицее) [3, с. 14].
Особое место в музыкальной культуре города рассматриваемого периода занимала певческая культура старообрядцев, рукописные нотные сборники которых сохранились до нашего времени. При поддержке и заступничестве Н.П. Румянцева в первой половине XIX в. достигли расцвета их гомельские церкви и Лаврентьевский монастырь. Консервативность старообрядцев позволила им сохранить свою певческую культуру для будущих поколений. В своей исполнительской практике они поддерживали древнерусскую монодийную форму пения, в то время как в официальной церкви утвердился многоголосный стиль или партесное пение. Обучение музыкальной грамоте проводилось в старообрядческих церквах, монастыре и школах наиболее грамотными людьми по старым крюковым книгам.
Отмена в 1861 г. в Российской империи крепостного права, удобное географическое расположение Гомеля, находившегося на границе трех губерний, судоходной реке, прокладка через него в 1870-е — 1880-е гг. двух важных железнодорожных линий, повлекли за собой глубокие экономические и социальные сдвиги в общественной жизни города. Быстро росло население, менялся его социальный состав. С 1859 г. до 1912 г. оно увеличилось в 8,3 раза: с 12337 до 102120 человек (в Могилеве за этот же период — только в 2,5 раза) [13, с. 12].
Все вышеназванные факторы вызвали активное развитие в городе школьного просвещения. Согласно материалам справочного издания «Опыт описания Могилевской губернии» к 1880-му г. в Гомеле было шесть учебных заведений: «Шестиклассная мужская прогимназия [создана в 1866 г. вместо упраздненного дворянского трехклассного уездного училища — Е.К. ]; четырехклассное духовное училище…; начальное еврейское училище; четырехклассный женский пансион, обращенный в 1882 г. в четырехклассную женскую прогимназию. и четырехклассное техническое железнодорожное училище, открытое в 1878 г.» [1, с. 62]; а к 1911 г. — уже 32 учебных заведения разных типов, в которых обучалось около 9 % населения [2, с. 31, 34]. При этом общеобразовательные учебные заведения стали играть большую роль в распространении музыкальных знаний и популяризации музыкального искусства.
Из сохранившихся статистических данных отчетов Гомельской прогимназии следует, что на протяжении всего периода существования она «служила более всего интересам православного населения» [5, с. 25]. Так, в 1867 г. в прогимназии обучалось 43 % дворян и 57 % учеников недворянского происхождения (духовного звания — 3 %, мещан — 27 %, крестьян — 17 %) [5, с. 38]. Учащихся обучали церковному и светскому пению, давали знания нотной грамоты и возможность освоения музыкальных инструментов [5, с. 36].
На начальном этапе работы Гомельской мужской прогимназии в учебный процесс было введено обучение учеников пению, «с 1867 г. … главным образом, церковному пению, на что и посвящалось два часа в неделю: в субботу после окончания уроков и в воскресенье и праздничные дни перед началом Литургии». По свидетельству инспектора ученики «к концу года настолько преуспели, что могли весьма стройно и согласно петь во время церковных служб. Преподавание принял на себя инспектор Гомельского духовного училища г. Цитович» [6, с. 16]. Кроме него, преподавателями пения в разные годы были, в основном, выпускники Могилевской духовной семинарии (В. Лорченко, И. Долгополов, В. Пиотухович, Г. Сороколетов), а также Виленского учительского института (К. Сивицкий и А. Ровгач) [5, с. 56]. Обучение церковному пению служило практическим целям: ученические хоры привлекались к церковной службе.