Найти тему
Season Passed

Рассвет русского хоррора с Михаилом Парфеновым

Идея сделать интервью с создателем, наверное, самого известного сайта об «ужасах» Horrorzone.ru и человеком, стоящим у истоков серии «Самая страшная книга» Михаилом Парфеновым, родилась у нашей редакции спонтанно. Во-первых, мы сами горячо любим этот жанр, ведь при своей кажущейся прямолинейности он очень многогранен. Да и кто в детстве не засматривался «Пятницей 13-е», и «Кошмаром на улице Вязов»?

Во-вторых, тема публицистики и писательства нам тоже знакома, и именно поэтому мы решили сделать интервью с тем, кто разбирается в этом жанре не понаслышке.

О том, какие какие времена переживает русский хоррор, об «ужасных событиях» в стране и о начале творческого пути рассказал Season Passed популяризатор жанра, писатель и основатель российской Медиасети Horror Web Михаил Парфенов.

Михаил Парфенов. Источник: страница автора в VK. Публикуется с разрешения автора.
Михаил Парфенов. Источник: страница автора в VK. Публикуется с разрешения автора.

— Почему вы решили связать свою жизнь с жанром хоррор?

— Помню, как заметил в маленьком книжном магазинчике недалеко от дома книгу «Омен». Фильмы этой серии я видел и, конечно, мне страсть как хотелось эту книжку. Родители были на работе, а я боялся, что пока они вернутся к вечеру — книгу купит кто-то другой. Тогда я вытащил из дому несколько книжек со сказками, пришел на остановку рядом с тем магазином, быстренько их продал и купил себе «Омен». Кажется, мне тогда было десять лет. Тогда же я начал писать первые свои рассказики, и там, конечно, тоже нашлось место хоррору.

Автор рассказывает, что с возрастом прочие жанры уступили место «хоррору». Даже фэнтези, которое довольно часто увлекает детей и подростков, «...стало слишком простым, сами истории уже не были интересны», — делится воспоминаниями Парфенов. Точно также в прошлое постепенно ушла любовь к фантастике и другим темам — а любовь к ужасам осталась.

Изображение atrix9 с сайта Pixabay
Изображение atrix9 с сайта Pixabay

— Когда наступит рассвет русского хоррора в РФ?

— Мне кажется, что рассвет уже наступает. Багряно-кровавый такой рассвет, его лучи касаются нас прямо сейчас. Кому-то трудно будет в это поверить, но факт в том, что 10–15 лет назад автору хоррора некуда было податься.

Как рассказывает Михаил, в 2011 году он яростно спорил с авторами фантастики, доказывая им, что они совершенно не понимают хоррор, как жанр. Долгие годы тексты писателей рассматривались в редакциях фантастики, из-за чего издательства не давали ход леденящим кровь историям.

— Теперь авторы русского хоррора выступают на книжных ярмарках, — говорит Михаил — в прошлом году на ВДНХ, в этом году на Красной площади, у стен Кремля.

По словам популяризатора жанра, в 2011 году представить такое было просто невозможно. А теперь это стало реальностью, как и «Самый страшный фестиваль», как и то, что общий тираж книг проекта «Самая страшная книга» скоро возьмет планку в 100 тысяч экземпляров.

— Тех авторов, о которых раньше никто не знал, сейчас называют «мэтрами» жанра — это и Дмитрий Тихонов, и Максим Кабир... И Дарья Бобылёва — она теперь ведет платные литературные курсы о хорроре. Это просто невероятный успех, если сравнивать с тем, с чего мы все начинали.

Автор: Tookapic / pexels.com
Автор: Tookapic / pexels.com

— Есть ли изюминка у наших авторов и если есть — то какая?

— У любого хорошего автора имеется своя изюминка. Лучшие авторы хоррора тут не исключение. Я обычно узнаю «вслепую» 80–90% тех авторов, с творчеством которых хорошо знаком — у Олега Кожина свой стиль, у Максима Кабира своя специфика... Очень характерная манера была присуща покойному Владиславу Женевскому. Очень своеобразен Владимир Кузнецов. В Елене Щетининой уживается как будто два разных человека, один из которых пишет чисто развлекательные вещицы, а другой — мрачнейшие и атмосфернейшие рассказы вроде «Царского гостинца».

Выделяются ли чем-то особым русскоязычные авторы на фоне зарубежных — вопрос сложный, так как и у нас, и у них, на Западе, авторов достаточно много, и они, как и мы, между собой сильно различаемся. Многим нашим авторам свойственен интерес к истории, некоторые черпают вдохновение в славянском фольклоре — но это не какая-то прям особая и свойственная только нам специфика, — утверждает Парфенов.

 Photo by Timotej Nagy from Pexels
Photo by Timotej Nagy from Pexels

— Лучший российский хоррор-фильм последних лет и почему?

— С кино у нас пока все сложнее. Лучшие российские хорроры последних лет — «Пиковая дама» (две части), «Невеста», «Рассвет» и, с оговорками, «Черная вода». Проблема в том, что они лучшие — на фоне плохих фильмов (не только российского производства), но их не поставишь в один ряд с лучшими иностранными фильмами, увы. То есть, общий уровень нашего жанрового кино пока слаб.

Но мы, кстати, надеемся, что чем-то сможем помочь в этом плане. Куплены права на экранизацию рассказа «Америка» из одной нашей антологии. Куплены права на экранизацию романа «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой. Постоянно идут разговоры о возможной адаптации других произведений наших авторов. Возможно, при наличии литературной основы, получится создать и хороший жанровый фильм или сериал.

Автор: George Hodan Источник: PublicDomainPictures.net
Автор: George Hodan Источник: PublicDomainPictures.net

— Посоветуйте нашим читателям любимые фильмы и книги.

— Это же десятки наименований! А то и сотни... Давайте так — назову несколько фильмов, которые меня в свое время напугали. Это японский «Звонок» и американская «Ведьма из Блэр», затем ремейк «Техасской резни бензопилой», шедевр Руджеро Деодатто «Ад каннибалов» — я бы рекомендовал смотреть эти фильмы именно в таком порядке, в каком их перечисляю.

Что касается именно любимых фильмов, то к таковым, наверное, стоит отнести то, что я люблю время от времени пересматривать. Это «Челюсти» Спилберга, «Молчание ягнят» Демме, «Семь» Финчера и его же «Чужой 3»... ну и многое другое, конечно, всего не перечислю.

Изображение Michal Jarmoluk с сайта Pixabay
Изображение Michal Jarmoluk с сайта Pixabay

Что касается литературы, то определенно мне нравятся рассказы и романы Стивена Кинга 70-80-х годов прошлого века. «Участь Салема», «Сияние», «Команда скелетов» и так далее. Приятное впечатление осталось от недавнего его сборника «Лавка кошмаров» — прежде всего, как от хорошей литературы, хоррор там слаб. Плюс отдельные вещи Роберта МакКаммона, Джо Р. Лансдейла, Клайва Баркера, Рэмси Кэмпбелла — стандартный список, но что поделать, если я рос на их творчестве.

Из отечественных авторов обратил бы внимание на классические тексты «Господа Головлевы» и «Мелкий бес» — это не ужасы, но элемент хоррора там можно обнаружить, в образах Иудушки Головлева и «недотыкомки». У Севера Гансовского — это фантаст советской поры — был классный хоррор «День гнева», в духе «Ночи живых мертвецов», очень крутой. А лучший современный русский хоррор, на мой взгляд, мы издаем в серии «Самая страшная книга». Не все там идеально бывает, это не сплошь шедевры, но по-настоящему классные вещи встречаются регулярно.

Мои персональные любимцы — Тихонов, Кабир. Супруге очень нравится Бобылёва. Ну и Парфенов М. С. тоже кому-то нравится, что тешит мое темное эго. И, конечно, я счастлив, что мне удается работать в этом жанре, а не скучать в офисе на неинтересной мне работе.

-7