Найти тему

Анна Гуарини. Жизнь и смерть участницы первой girls group в истории

Альфонсо II д’Эсте, последний герцог Феррары по молодости очень неудачно упал с лошади, после чего, при всех сохранившихся навыках, детей иметь уже не мог больше никогда. Впрочем, падение с лошади часто заканчивалось для людей эпохи возрождения гораздо более печально, вспомнить хоть Марию Бургундскую (маму Маргариты Австрийской) – гемоторакс и сейчас довольно сложно лечится, а в то время вообще было без вариантов.

Альфонсо II д’Эсте. Герцог Феррары, Модены и Реджио (1559—1597)
Альфонсо II д’Эсте. Герцог Феррары, Модены и Реджио (1559—1597)

Зато герцог д’Эсте, достойный внук своих бабушек Лукреции Борджиа и Анны Бретонской, совершил настоящий прорыв в светской музыке XVI века, основав при своем дворе по сути, первый girl group в истории - Concerto delle donne. Закончилось это, правда, жутким кошмаром, но в 80-90-е годы чинквеченто девчонки имели бешеный успех и гремели не только на всю Италию, но и далеко за ее пределами.

А началось все с банального любительского ансамбля, наспех сколоченного скучающими аристократками при дворе Феррары, чтобы развлечь герцога, опечаленного смертью второй жены. Вообще, поначалу этот ВИА не был абсолютно женским - специально приглашенной звездой в их компанию затесался известный в то время бас Джулио Бранкаччо. Собственно, звездливость его и сгубила - он дико раздражал Альфонсо своими феерическими понтами, ну и руки, похоже, тоже не дурак был пораспускать в герцогском цветнике. В общем, как бы там ни было, камерный оркестр в какой-то момент стал совсем уж камерным, оправдывая свое полуофициальное название musica secreta, и выступал исключительно для очень узкого круга приближенных герцога или каких-то супер важных гостей.

А потом Альфонсо получил от папы любопытное письмо, в котором тот настоятельно рекомендовал герцогу жениться и даже дал свое официальное разрешение на третий брак, что для католической церкви вообще-то скорее исключение, чем правило. В письме говорилось в частности, что, если старший представитель дома д’Эсте не оставит после себя прямых потомков, Феррарское герцогство отойдет под папский протекторат (спойлер: так, собственно и вышло). Думаю, хитрый Пий уже догадывался об Альфонсовом бесплодии и просто с одной стороны играл в доброго дядюшку, а с другой создал, таким образом, документ, на который потом при аннексии герцогства можно было бы сослаться.

Итак, получив папское благословление, герцог Феррарский женился в третий раз на четырнадцатилетней Маргарите Гонзаго дочери герцога Мантуи и Монферрато Гульельмо I. Есть версия, что Альфонсо специально попросил невесту пригласить в свою свиту двух известных певиц из Мантуи – Лауру Певерара и Ливию д’Арко. Но, сдается мне, неглупая девчушка, прослышав о герцогском секретном «надежды маленьком оркестрике» под управлением сами знаете чего (слухи в шестнадцатом веке по Европе распространялись очень быстро), решила прикрыть этот клуб. Но отнимать совсем любимую игрушку у будущего мужа-меломана она не собиралась, не зверь же, все-таки, а просто поменяла состав.

Маргарита Гонзага. Принцесса из дома Гонзага, дочь Гульельмо I, герцога Мантуи и Монферрато. Третья супруга герцога Альфонсо II, герцога Феррары, Модены и Реджо.
Маргарита Гонзага. Принцесса из дома Гонзага, дочь Гульельмо I, герцога Мантуи и Монферрато. Третья супруга герцога Альфонсо II, герцога Феррары, Модены и Реджо.

Обе кандидатки были из хороших семей, и, хоть по происхождению никак не дотягивали до статуса фрейлин при герцогине, тем не менее, стали ими. И та и другая были уже широко известны как фантастические вокалистки, виртуозно играли на музыкальных инструментах и вполне прилично танцевали - именно то, что девчонке-герцогине было нужно.

Третью участницу этого девчачьего ВИА нашли в самой Ферраре, Анна Гуарини - дочь известного поэта, драматурга и дипломата Джованни Баттиста Гуарини. О ее детстве практически ничего не известно, даже по поводу года рождения историки не могут прийти к единому мнению, но скорее всего это 1563. У Анны, похоже, было еще две сестры и аж четверо братьев, в окошко не перекидаешь, как говорят у нас в деревне. Одного из братьев звали Джироламо, запомним это имя, оно еще всплывет в этой кошмарной истории. Образование девочка получила очевидно музыкальное и с самого начала показывала потрясающие способности к владению своим голосом – хрустальной чистоты сопрано.

Впервые хронисты упоминают о ней в связи с выступлениями concerto delle donne при герцогском дворе во время карнавала 1580 года. Она пела дуэтом с Лаурой Певерара в приватных покоях герцогини и, по свидетельству очевидцев, действо это было завораживающе волшебно. Лаура аккомпанировала себе на арфе, Анна играла на лютне, эти инструменты и закрепились за ними впоследствии, ну а Ливии д’Арко досталась виола.

В связи с этим дамским ВИА часто упоминается еще одна известная деятельница итальянского Возрождения – Тарквиния Мольца – первая певица с опубликованной биографией, которая кроме пения занималась с удовольствием лингвистикой, астрономией и математикой, стихи писала довольно приличные, и, вообще, стала единственной женщиной того времени, получившей гражданство Рима, что на тот момент было очень круто.

Тарквиния Мольца (итал. Tarquinia Molza, 1 ноября 1542 — 8 августа 1617) — итальянка-певица, поэт и естествоиспытатель.
Тарквиния Мольца (итал. Tarquinia Molza, 1 ноября 1542 — 8 августа 1617) — итальянка-певица, поэт и естествоиспытатель.

Впрочем, историки сходятся во мнении, что она при дворе Феррары не столько пела сама, сколько натаскивала девчонок. И этот ансамбль профессиональных музыкантш под чутким руководством Тарквинии реально гремел на всю Италию. Медичи и Сфорца кусали локти, что не им пришла в голову такая замечательная мысль, подсылали шпионов ко двору герцога д’Эсте и спешно организовывали свои ансамбли по образу и подобию Альфонсового.

-5

Поскольку участницы ансамбля были пусть и из хороших, но не слишком богатых семей, им платили зарплату, весьма приличную по тем временам - около 300 золотых скудо в год, это помимо апартаментов в герцогском дворце, лошадей по первой надобности с каретой и приданного. Известно, что за Лаурой герцог дал 10 000 скудо приданного и это прям дофига, реально. Вообще, заботливый Альфонсо пристроил всех троих. В частности, Анну в 1585 выдали замуж за графа Эрколе Тротти, который был значительно старше ее и явно не пылал желанием жениться на придворной певице. Но, похоже, герцогу почему-то было нужно, чтобы участницы его знаменитого ВИА были замужними дамами, поскольку все три были «пристроены» им примерно в одно и то же время.

Скудо, имевшие хождение при дворе Альфонсо д'Эсте
Скудо, имевшие хождение при дворе Альфонсо д'Эсте

Лауре и Ливии с мужьями повезло, Анне – нет. Впрочем, первый реально задокументированный скандал разразился лишь через десять лет после свадьбы: Анна была обвинена в адюльтере с офицером, гусаром и зятем самого герцога, графом Эрколе Бевилаква. Ходили слухи, что Бевилаква планировал отравить свою жену (кузину герцога, урожденную д’Эсте) и мужа Анны, чтобы жениться, на знаменитой певице и жить потом вместе долго и счастливо. Хороший план чо, дальновидный, главное, но гусару-то мозги зачем. Портретов не сохранилось, но я почему-то уверена, что там были усы. Не суть. Белвилакву удаляют от двора, а Анна, разумеется, остается – мадригалы то сами себя не споют. Взбешенного графа-рогоносца герцог как-то уболтал, но говнюк оказался злопамятным.

Патрон и защитник Анны герцог Альфонсо умер через пару лет после скандала, а месть – это то, блюдо, которое подается холодным, во всяком случае, муж Анны, граф Тротти, видимо, считал именно так. Не прошло и года после смерти покровителя жены, как он спланировал и осуществил ее убийство. С планированием тогда у мужиков было замысловато: он не просто подошел к ней с поцелуем и аккуратненько вонзил кинжал в сердце (казалось бы, что может быть проще). Нифига.

Тротти дождался, когда она приболела, привлек ее родного брата (помним Джироламо?), ворвался к Анне в спальню и изрубил топором прямо в кровати. Море крови, куски плоти по всему полу. В общем-то в XVI веке люди были привычны ко многому, ибо, не смотря на все просвещение, нравы то были вполне дикие. Но даже они были в шоке от бессмысленного зверства этого убийства. Вся Феррара стояла на ушах, а убийцы сбежали в Венецию. Было проведено следствие, все честь по чести, с консультацией врачей (не было тогда патологоанатомов) и опросом слуг. Оба преступника заочно были приговорены к казни. Но!

Чезаре д’Эсте, двоюродный брат Альфонсо, унаследовавший после него титул (правда потерявший при этом Феррару, но там много еще всякого вкусного оставалось) оправдал убийц, то есть, совсем оправдал. Более того, приблизил к себе, обласкал и даровал какие-то привилегии. Что это были за плюшки я не разобралась, написано «не только простил, но и повысил его (Тротти) престиж», что бы это ни значило. Брателлу их отец, вроде как, тоже не осудил, но и дочь не проклял, даже придумал эпитафию красивую на ее могилу. В стихах бл@ть. Простите мой французский.

Анна была похоронена в Ферраре, в церкви Святой Мученицы Екатерины при монастыре del Corpus Domini.