Распределительный центр сети «Эссен» — классический склад класса А и типичное логистическое производство, где сверхновые технологии и прорывные новации не всегда уместны. Здесь считают, что надо двигаться поступательно небольшими внедрениями, которые сразу дают эффект и делают работу персонала удобнее. Например, запуск визуализации работы склада позволил повысить производительность труда на 20%.
Сеть «Эссен» запустила собственный распределительный центр в декабре 2011 года. Как рассказал директор компании «Эссен Логистик» Рафаэль Мурин, до этого времени компания арендовала склад, но росла потребность в поставке продуктов, в первую очередь свежих фруктов и овощей, и руководством была поставлена задача — развивать собственную логистику.
С запуском РЦ централизовано около 40% товарооборота сети, что повышает маржинальность и упрощает операционную деятельность.
Среднее повышение маржинальности при централизации 6–8%, при этом маржа зависит от категорий.
«Например, в категории «сахар» выгода не может быть высокой, — рассказывает Рафаэль Мурин, — а в таких категориях, как «бытовая химия», «пиво», «напитки», централизация существенно повышает маржу, потому что дистрибьюторы этих товаров берут за свои услуги 10–12% от оборота, разница и составляет дополнительный заработок».
Кроме обслуживания потребностей компании «Оптовик» (управляет сетью «Эссен»), склад оказывает услуги ответственного хранения сторонним компаниям.
Не хранить, а быстрее доставить
Распределительный центр «Эссен» расположен в г. Набережные Челны на площади 12 тыс. кв. м. Еще 10 тыс. кв. м подведены под крышу для дальнейшего расширения. Помещение находится в собственности, это склад класса А. Размер инвестиций в постройку и запуск первой очереди — порядка 300 млн руб.
Распределительным центром управляет компания «Эссен Логистик», в которой работают 250 человек. Склад функционирует 24/7, смена сотрудников длится с 7 до 19 часов и с 19 до 7.
Собственный автопарк включает 22 единицы транспортных средств, оборудованных холодильными установками: 4 единицы грузоподъемностью до 5 тонн, 6 — до 10 тонн и 12 — до 20 тонн. Этого достаточно для покрытия всего объема вывозимого груза в обычные дни, на пиковые периоды — новогодние и майские праздники, летний сезон — нанимается дополнительный автотранспорт.
Склад имеет две основные части — зону режимного хранения площадью 1 200 кв. м, где установлены холодильные камеры с разными температурными режимами, и зону сухого склада площадью 8 800 кв. м и емкостью 10 тыс. палет.
Кроме того, работает фасовочный цех, оснащенный двумя фасовочными и одним упаковочным станком. Здесь сыпучие товары, такие как сахар, гречка, орехи, расфасовываются под потребности магазинов сети. Например, сахар из мешков в 50 кг, переупаковывают в мешки по 5 кг.
Используется система адресного стеллажного хранения, каждая палета при входе на склад получает свой уникальный номер и заносится в базу.
Заказ комплектуется по строкам — «один SKU — одна строка», средняя производительность одного комплектовщика — 50 строк в час, среднее количество строк в смену — 5 тыс. строк.
Стеллажное хранение разделено по зонам. Размер ячейки зависит от габаритов входящих грузов, например, под сыпучие товары, где вес поддона и габариты не укладываются под стандартный европоддон, ячейки по высоте уменьшены, но по ширине увеличены, таким образом увеличивается плотность хранения на квадратный метр.
На фото охлаждаемая зона, холодильные камеры.
Склад имеет много функций — приемка товара от поставщиков, хранение, переупаковка и комплектация заказа, но главная задача распределительного центра — обеспечить оперативные поставки. «На мой взгляд, распределительный центр отличается от склада тем, что его цель — не хранить товар, а как можно быстрее доставить в магазин, — считает Рафаэль Мурин. — Товар — это деньги, а они должны не храниться, а работать».
В день распределительным центром отгружается около 800 палет, из которых 20% составляют монопалеты, остальные — сборные.
Эффекты автоматизации
Распределительный центр «Эссен» оснащен системой управления складским комплексом, WMS. Система внедрялась сразу при запуске. Была поставлена задача — выбрать максимально простое и быстро окупаемое решение автоматизации. Автоматизированы практически все складские процессы: приемка, хранение, комплектация и отгрузка. Комплектовщики и кладовщики используют ручные терминалы сбора данных для занесения грузов в базу.
WMS позволяет оперативно менять правила управления категориями в зависимости от товаропотока, сезона, оборачиваемости. Менеджер настраивает основные правила товародвижения, которые постоянно дорабатываются для оптимизации процессов и улучшения показателей, например, сокращения пробегов транспорта.
В процессе развития РЦ сети «Эссен» некоторые процессы менялись, и потребовалось дорабатывать систему. Например, был запущен процесс дополнительной консолидации, открыт фасовочный цех, в котором есть процессы передачи товара и возврата готовой продукции, под эти изменения пришлось дописывать специальные модули. Решена задача утилизации высоты хранения: внедрены механизмы, задающие направление оптимальной расстановки палет, так как чем больше занята высота хранения в ячейке, тем операбельнее склад.
На фото экран системы визуализации.
Действует система визуализации склада собственной разработки. Решение позволяет в режиме реального времени наблюдать, где и что происходит. На LED-панели, вывешенной в помещении склада, на мониторе компьютера и мобильного телефона можно видеть, сколько машин стоит на парковке, какие поставщики ждут разгрузку, как идет комплектация в сухом и холодном складах, сколько строк заказа собрано каждым комплектовщиком.
Визуализация внедрялась не только для контроля, но и для упрощения работы персонала, быстрой и доходчивой передачи информации. Как выяснилось, решение стало еще и инструментом повышения производительности.
«Когда внедрили визуализацию, производительность повысилась на 20%, — рассказывает Рафаэль Мурин. — Сотрудники стали видеть на экране, кто сколько заказов собрал, и подтягиваться, чтобы не остаться в последних. Я этот эффект не планировал, визуализация делалась для понимания ситуации и оперативного контроля, но оказалось, что это еще и подстегивает людей, тем более что зарплата у нас сдельная. Повышая производительность, комплектовщик получает к окладу премию от 22 до 60 тыс. рублей».
В декабре 2017 года компания запустила систему управления автопарком TMS с функциями планирования, контроля транспортировки грузов.
«До внедрения системы управления транспортом мы несли дополнительные транспортные издержки из-за нечеткого планирования, — рассказывает Рафаэль Мурин. — Запуск TMS обошелся в 600 тыс. руб., инвестиции окупились меньше чем за год. Выяснилось, что транспортные расходы декабря 2018 года оказались на 1 млн руб. меньше, чем годом ранее, до внедрения системы, то есть экономия получилась колоссальная, при этом выросла прибыль за счет своевременности доставки».
Система автоматически составляет и отслеживает маршруты, задача менеджеров, операторов TMS, — работать с отклонениями.
«Фишки» для удобства
Склад сети «Эссен» построен по классической системе и представляет собой типичное логистическое производство, где происходит не прорывная перестройка процессов, а постепенная эволюция, способствующая пошаговому улучшению логистической цепи и повышению эффективности.
Например, кроме классической технологии приемки используется технология кросс-докинга — отгрузка без хранения. Товар приходит от поставщика по консолидированному заказу и не загружается на склад, а сразу распределяется по контейнерам для магазинов, то же самое производится и со следующим грузом. Таким образом, для каждого магазина формируется своя «посылочка», которая в течение трех дней отправляется по назначению. Для одновременной комплектации забронировано 60 контейнеров, количество можно расширять. В отличие от классической технологии приемки кросс-докинг сокращает затраты на размещение, хранение и обработку грузов.
Разработано и внедрено собственное решение по управлению запасами и автоматическому формированию заказов. В планах — решение по прогнозированию запасов на акцию и автоматизация консолидации заказов.
«Внедряем мелкие «фишки», облегчающие работу, — рассказывает Рафаэль Мурин. — Например, на колоннах обозначаем краской нужную высоту палет, чтобы было удобнее контролировать размер. Используем датчики для автоматического включения и выключения света, что помогает экономить электроэнергию».
Есть ли место роботам?
Один из самых обсуждаемых вопросов в логистике — роботизация. Рафаэль Мурин считает, далеко не все процессы можно роботизировать на складе FMCG -сети. Роботизация предполагает, что палета автоматически разбирается на коробки, которые помещаются в роботизированное хранение и выдаются по мере сборки заказа. Но, во-первых, у сети разные по габаритам товары, во-вторых, в России производители часто меняют упаковку, отсутствует сквозная система норм упаковки. Производитель может самовольно и в любое время изменить вес товара, скажем, пачки сахара, с 900 г на 870 г, что повлечет изменение весогабаритных характеристик палеты и сбой автоматизированной системы. Кроме того, с двух заводов одного производителя может поступать разная упаковка. Придется постоянно и быстро перенастраивать роботов.
В России нет понятия сквозной дисциплины стандартов на всей цепи поставок, поэтому роботов внедрять очень проблематично.
Голосовые решения тоже неактуальны для небольшого склада «Эссен», подобные новации могут окупиться только при площадях более 30 тыс. кв. м.
Как пояснил Рафаэль Мурин, «Эссен Логистик» старается работать не крупными проектами, а мелкими улучшениями, которые сразу дают эффект. Делая небольшие внедрения, можно понять, как работает решение, и либо быстро откатить назад, либо двигаться вперед.
Виктория Максимова, Retail.ru
Теги: Эссен логистика склад РЦ развитие сети автоматизация
Статья относится к тематикам: Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы, Логистика в ритейле, FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru