С 23/04/2019 по 25/04/2019 производилась диагностика электронной бортовой системы и аккумуляторных батарей автобуса Union с помощью ABLogger.
В автобусе установлены две АКБ, включенные последовательно.
Измеренные значения токов и напряжений (и рассчитанные на их основе прочие параметры) записывались в память ABLogger с временными метками.
Графики за двое суток представлены на рисунке 1. График разбит на 4 участка, каждый из участков дополнительно разбит на промежутки.
Рассмотрим участок I 23/04/2019 с 10:46 до 15:26 (рисунок 2):
23/04/2019 двигатель был запущен 9 раз. Далее рассмотрим каждый пуск:
Рассмотрим промежуток 1 с 10:46 до 10:59 (рисунок 3):
Пусковой ток 454,02 А и соответствующая ему просадка по напряжению до 21,92 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,53 В.
Рассмотрим промежуток 2 с 10:59 до 11:00 (рисунок 4):
За одну минуту водитель заглушил двигатель, запустил и вновь заглушил.
Пусковой ток 502,44 А и соответствующая ему просадка по напряжению 24,3 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,46 В.
Рассмотрим промежуток 3 с 11:00 до 11:08 (рисунок 5):
Пусковой ток 466,86 А и соответствующая ему просадка по напряжению 24,06 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,5 В.
Рассмотрим промежуток 4 с 11:08 до 11:16 (рисунок 6):
Пусковой ток 466,38 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,38 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,46 В.
Рассмотрим промежуток 5 с 11:16 до 11:23 (рисунок 7):
Пусковой ток 451,02 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,14 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,41 В.
Рассмотрим промежуток 6 с 11:23 до 12:13 (рисунок 8):
Пусковой ток 452,16 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,32 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,38 В.
Во время простоя в 11:50 включился потребитель (рисунок 8a) и выключился в 11:51. Мощность потребителя 325 – 350 VA, потребление переменное – при пуске выше, затем потребление снижается.
Рассмотрим этот участок подробнее (см. рис. 8а):
Рассмотрим промежуток 7 с 12:13 до 12:44 (рисунок 9):
Пусковой ток 411,72 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,41 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,35 В.
Рассмотрим промежуток 8 с 13:00 до 15:11 (рисунок 10):
Пусковой ток 367,32 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,42 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,33 В.
Рассмотрим подробнее промежутки 10.1, 10.2, 10.3:
Промежуток 10.1 в 12:50 включился потребитель, который не выключался до 13:42 (рисунок 10а):
Промежуток 10.2 в период простоя (с 12:44 до 13:41) ток утечки борта около 2,74 А (рисунок 10б)
Промежуток 10.3 в 13:42 включается еще один потребитель (рисунок 10в) и оба потребителя выключаются в 13:43.
Затем вновь включатся потребитель в 13:44 и выключается в 13:45:
Среднее напряжение на каждой АКБ снизилось до 12.72 В. Средняя потребляемая мощность с учетом тока утечки 60VA. Потребленная от АКБ емкость составила около 2.5 Ач. Такое снижение напряжения указывает на то, что емкость АКБ ниже номинальной. Если бы реальная емкость была 180 Ач и более, такого снижения отмечено не было бы.
Рассмотрим промежуток 9 с 15:11 до 15:22 (рисунок 11):
Пусковой ток 423,78 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,98 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ) : 28,19 В.
Рассмотрим участок II 23/04/2019 с 15:22 до 24/04/2019 8:19 (рисунок 12):
За 4 часа 38 минут АКБ накопила 10,06 Ач. За почти 17 часов простоя АКБ отдала 14,37 Ач.
Напряжение на клеммах АКБ упало с 26,64 до 25,42 В.
Ток утечки борта во время простоя не превышал 1 А. (Необходимо уточнить ток потребления тахографа и другой неотключаемой техники.)
Через 6 часов простоя в 21:28 и в 0:19 включается потребитель (рисунок 12a), судя по потребляемой мощности – наиболее вероятно включение габаритных огней, возможно, связанное со срабатыванием сигнализации (если она установлена):
Рассмотрим участок III 24/04/2019 с 08:09 до 22:36 (рисунок 13):
Рассмотрим промежуток 1 с 8:15 до 9:59 (рисунок 14):
Пусковой ток 456,9 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,05 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,51 В.
Рассмотрим промежуток 2 с 9:59 до 14:27 (рисунок 15):
Пусковой ток 450,90 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,57 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,33 В.
В 10:08 включается потребитель (рисунок 15а) и выключился через 50 секунд. Затем снова включается (рисунок 15б) в 13:33 и выключается через 50 секунд. Затем снова включается в 13:37 и выключается через 50 секунд. Наиболее вероятно – привод двери:
Рассмотрим промежуток 3 с 14:27 до 16:57 (рисунок 16):
Пусковой ток 458,04 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,86 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,37 В.
В 14:37 включается потребитель (рисунок 16а) и выключается в 14:47. Затем включается другой потребитель (рисунок 16б) в 15:41 и выключается в 15:53. Затем включается другой потребитель (рисунок 16в) в 16:25 и выключается в 16:26:
Рассмотрим промежуток 4 с 16:57 до 17:13 (рисунок 17):
Пусковой ток 442,44 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,09 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,18 В.
Ток утечки борта во время простоя: 2 А. Остаются включенными потребители (радио).
Рассмотрим промежуток 5 с 17:13 до 18:30 (рисунок 18):
Пусковой ток 415,8 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,47 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,34 В.
В 17:36 включается потребитель (рисунок 18а) и выключается в 17:41.
Рассмотрим промежуток 6 с 18:30 до 20:46 (рисунок 19):
Пусковой ток 470,46 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,48 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,32 В.
Рассмотрим промежуток 7 с 20:46 до 22:20 (рисунок 20):
Пусковой ток 470,46 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,48 В.
Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,32 В.
В момент простоя с 20:46 в течении часа было включено радио или связная радиостанция (рисунок 20а). Величина пульсаций подтверждает, что емкость АКБ ниже номинальной:
Рассмотрим участок IV 24/04/2019 с 22:21 до 25/04/2019 7:57 (рисунок 21):
За 14 часов АКБ накопила 15,67 Ач. За 9 часов 36 минут простоя АКБ отдала 7,61 Ач. Ток утечки около 0.8 А.
Напряжение на АКБ упало с 26,52 до 25,49 В.
Через 6 часов простоя в 4:19 и в 7:10 включается один и тот же потребитель – наиболее вероятно габаритные огни (рисунок 21а):
Заключение:
По графикам видно, что АКБ обеспечивает 9 запусков двигателя в сутки. Максимальное значение пускового тока за 2 дня: 502 А. Время пуска – всегда менее 1 секунды. Значит стартерная система и двигатель – исправны.
По графику напряжения, видно, что на выходе реле-регулятора напряжение равно 28,5 В, значит бортовая система предназначена для поддержания в заряженном состоянии гибридной (Ca+) АКБ.
23 апреля при шестом пуске и последующих пусках, напряжения на выходе реле-регулятора (28, 38 В ; 14,19 В на АКБ) было недостаточно для поддержания АКБ в заряженном состоянии.
24 апреля при третьем пуске и последующих пусках, напряжения на выходе реле-регулятора (28, 18 В ; 14,09 В на АКБ) также было недостаточно для поддержания АКБ в заряженном состоянии.
При достаточно продолжительном движении заметны существенные пульсации напряжения на клеммах АКБ – требуется проверка состояния генератора!!!
Бортовая система автобуса работоспособна, но исправной ее назвать нельзя.
Для обеспечения исправной работы требуется:
1. Проверка состояния генератора.
2. Применение АКБ Са+ (гибридных).
3. Анализ тока утечки (тока, потребляемого бортом при выключенном двигателе). Зафиксированное значение – порядка 0.8-0.9 А.
4. После длительных простоев, когда АКБ оставалась подключенной, необходимо дозаряжать АКБ перед эксплуатацией. Необходимо учитывать, что сутки простоя с подключенной АКБ приводят к потере емкости 19 – 21.5 Ач. Это ОЧЕНЬ МНОГО.