Найти в Дзене
alektogroup.com

Диагностика электронной бортовой системы автобуса Union

С 23/04/2019 по 25/04/2019 производилась диагностика электронной бортовой системы и аккумуляторных батарей автобуса Union с помощью ABLogger.

В автобусе установлены две АКБ, включенные последовательно.

Измеренные значения токов и напряжений (и рассчитанные на их основе прочие параметры) записывались в память ABLogger с временными метками.

Графики за двое суток представлены на рисунке 1. График разбит на 4 участка, каждый из участков дополнительно разбит на промежутки.

                                                          Рисунок 1 - Графики за двое суток
Рисунок 1 - Графики за двое суток

Рассмотрим участок I 23/04/2019 с 10:46 до 15:26 (рисунок 2):

                                                                                     Рисунок 2
Рисунок 2

23/04/2019 двигатель был запущен 9 раз. Далее рассмотрим каждый пуск:

Рассмотрим промежуток 1 с 10:46 до 10:59 (рисунок 3):

                                                                                   Рисунок 3
Рисунок 3

Пусковой ток 454,02 А и соответствующая ему просадка по напряжению до 21,92 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,53 В.

Рассмотрим промежуток 2 с 10:59 до 11:00 (рисунок 4):

                                                                                   Рисунок 4
Рисунок 4

За одну минуту водитель заглушил двигатель, запустил и вновь заглушил.

Пусковой ток 502,44 А и соответствующая ему просадка по напряжению 24,3 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,46 В.

Рассмотрим промежуток 3 с 11:00 до 11:08 (рисунок 5):

                                                                                    Рисунок 5
Рисунок 5

Пусковой ток 466,86 А и соответствующая ему просадка по напряжению 24,06 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,5 В.

Рассмотрим промежуток 4 с 11:08 до 11:16 (рисунок 6):

                                                                                      Рисунок 6
Рисунок 6

Пусковой ток 466,38 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,38 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,46 В.

Рассмотрим промежуток 5 с 11:16 до 11:23 (рисунок 7):

                                                                                        Рисунок 7
Рисунок 7

Пусковой ток 451,02 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,14 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,41 В.

Рассмотрим промежуток 6 с 11:23 до 12:13 (рисунок 8):

                                                                                       Рисунок 8
Рисунок 8

Пусковой ток 452,16 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,32 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,38 В.

Во время простоя в 11:50 включился потребитель (рисунок 8a) и выключился в 11:51. Мощность потребителя 325 – 350 VA, потребление переменное – при пуске выше, затем потребление снижается.

Рассмотрим этот участок подробнее (см. рис. 8а):

                                                                                   Рисунок 8a
Рисунок 8a

Рассмотрим промежуток 7 с 12:13 до 12:44 (рисунок 9):

                                                                                       Рисунок 9
Рисунок 9

Пусковой ток 411,72 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,41 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ): 28,35 В.

Рассмотрим промежуток 8 с 13:00 до 15:11 (рисунок 10):

                                                                              Рисунок 10
Рисунок 10

Пусковой ток 367,32 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,42 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (напряжение на АКБ) : 28,33 В.

Рассмотрим подробнее промежутки 10.1, 10.2, 10.3:

Промежуток 10.1 в 12:50 включился потребитель, который не выключался до 13:42 (рисунок 10а):

                                                                                   Рисунок 10а
Рисунок 10а

Промежуток 10.2 в период простоя (с 12:44 до 13:41) ток утечки борта около 2,74 А (рисунок 10б)

                                                                                     Рисунок 10б
Рисунок 10б

Промежуток 10.3 в 13:42 включается еще один потребитель (рисунок 10в) и оба потребителя выключаются в 13:43.

Затем вновь включатся потребитель в 13:44 и выключается в 13:45:

                                                                                       Рисунок 10в
Рисунок 10в

Среднее напряжение на каждой АКБ снизилось до 12.72 В. Средняя потребляемая мощность с учетом тока утечки 60VA. Потребленная от АКБ емкость составила около 2.5 Ач. Такое снижение напряжения указывает на то, что емкость АКБ ниже номинальной. Если бы реальная емкость была 180 Ач и более, такого снижения отмечено не было бы.

Рассмотрим промежуток 9 с 15:11 до 15:22 (рисунок 11):

                                                                                         Рисунок 11
Рисунок 11

Пусковой ток 423,78 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,98 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ) : 28,19 В.

Рассмотрим участок II 23/04/2019 с 15:22 до 24/04/2019 8:19 (рисунок 12):

                                                                                       Рисунок 12
Рисунок 12

За 4 часа 38 минут АКБ накопила 10,06 Ач. За почти 17 часов простоя АКБ отдала 14,37 Ач.

Напряжение на клеммах АКБ упало с 26,64 до 25,42 В.

Ток утечки борта во время простоя не превышал 1 А. (Необходимо уточнить ток потребления тахографа и другой неотключаемой техники.)

Через 6 часов простоя в 21:28 и в 0:19 включается потребитель (рисунок 12a), судя по потребляемой мощности – наиболее вероятно включение габаритных огней, возможно, связанное со срабатыванием сигнализации (если она установлена):

                                                                                    Рисунок 12а
Рисунок 12а
-19

Рассмотрим участок III 24/04/2019 с 08:09 до 22:36 (рисунок 13):

                                                                                        Рисунок 13
Рисунок 13

Рассмотрим промежуток 1 с 8:15 до 9:59 (рисунок 14):

                                                                                      Рисунок 14
Рисунок 14

Пусковой ток 456,9 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,05 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,51 В.

Рассмотрим промежуток 2 с 9:59 до 14:27 (рисунок 15):

                                                                                            Рисунок 15
Рисунок 15

Пусковой ток 450,90 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,57 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,33 В.

В 10:08 включается потребитель (рисунок 15а) и выключился через 50 секунд. Затем снова включается (рисунок 15б) в 13:33 и выключается через 50 секунд. Затем снова включается в 13:37 и выключается через 50 секунд. Наиболее вероятно – привод двери:

                                                                                    Рисунок 15а
Рисунок 15а
                                                                                  Рисунок 15б
Рисунок 15б

Рассмотрим промежуток 3 с 14:27 до 16:57 (рисунок 16):

                                                                                     Рисунок 16
Рисунок 16

Пусковой ток 458,04 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,86 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,37 В.

В 14:37 включается потребитель (рисунок 16а) и выключается в 14:47. Затем включается другой потребитель (рисунок 16б) в 15:41 и выключается в 15:53. Затем включается другой потребитель (рисунок 16в) в 16:25 и выключается в 16:26:

                                                                                       Рисунок 16а
Рисунок 16а
                                                                                    Рисунок 16б
Рисунок 16б
                                                                               Рисунок 16в
Рисунок 16в

Рассмотрим промежуток 4 с 16:57 до 17:13 (рисунок 17):

                                                                                  Рисунок 17
Рисунок 17

Пусковой ток 442,44 А и соответствующая ему просадка по напряжению 23,09 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,18 В.

Ток утечки борта во время простоя: 2 А. Остаются включенными потребители (радио).

Рассмотрим промежуток 5 с 17:13 до 18:30 (рисунок 18):

                                                                                    Рисунок 18
Рисунок 18

Пусковой ток 415,8 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,47 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,34 В.

В 17:36 включается потребитель (рисунок 18а) и выключается в 17:41.

                                                                                      Рисунок 18а
Рисунок 18а

Рассмотрим промежуток 6 с 18:30 до 20:46 (рисунок 19):

                                                                                       Рисунок 19
Рисунок 19

Пусковой ток 470,46 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,48 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора (на клеммах АКБ): 28,32 В.

Рассмотрим промежуток 7 с 20:46 до 22:20 (рисунок 20):

                                                                                          Рисунок 20
Рисунок 20

Пусковой ток 470,46 А и соответствующая ему просадка по напряжению 22,48 В.

Максимальное напряжение на выходе реле-регулятора: 28,32 В.

В момент простоя с 20:46 в течении часа было включено радио или связная радиостанция (рисунок 20а). Величина пульсаций подтверждает, что емкость АКБ ниже номинальной:

                                                                                      Рисунок 20а
Рисунок 20а

Рассмотрим участок IV 24/04/2019 с 22:21 до 25/04/2019 7:57 (рисунок 21):

                                                                                       Рисунок 21
Рисунок 21

За 14 часов АКБ накопила 15,67 Ач. За 9 часов 36 минут простоя АКБ отдала 7,61 Ач. Ток утечки около 0.8 А.

Напряжение на АКБ упало с 26,52 до 25,49 В.

Через 6 часов простоя в 4:19 и в 7:10 включается один и тот же потребитель – наиболее вероятно габаритные огни (рисунок 21а):

                                                                           Рисунок 21а
Рисунок 21а
-37

Заключение:

По графикам видно, что АКБ обеспечивает 9 запусков двигателя в сутки. Максимальное значение пускового тока за 2 дня: 502 А. Время пуска – всегда менее 1 секунды. Значит стартерная система и двигатель – исправны.

По графику напряжения, видно, что на выходе реле-регулятора напряжение равно 28,5 В, значит бортовая система предназначена для поддержания в заряженном состоянии гибридной (Ca+) АКБ.

23 апреля при шестом пуске и последующих пусках, напряжения на выходе реле-регулятора (28, 38 В ; 14,19 В на АКБ) было недостаточно для поддержания АКБ в заряженном состоянии.

24 апреля при третьем пуске и последующих пусках, напряжения на выходе реле-регулятора (28, 18 В ; 14,09 В на АКБ) также было недостаточно для поддержания АКБ в заряженном состоянии.

При достаточно продолжительном движении заметны существенные пульсации напряжения на клеммах АКБ – требуется проверка состояния генератора!!!

Бортовая система автобуса работоспособна, но исправной ее назвать нельзя.

Для обеспечения исправной работы требуется:

1. Проверка состояния генератора.

2. Применение АКБ Са+ (гибридных).

3. Анализ тока утечки (тока, потребляемого бортом при выключенном двигателе). Зафиксированное значение – порядка 0.8-0.9 А.

4. После длительных простоев, когда АКБ оставалась подключенной, необходимо дозаряжать АКБ перед эксплуатацией. Необходимо учитывать, что сутки простоя с подключенной АКБ приводят к потере емкости 19 – 21.5 Ач. Это ОЧЕНЬ МНОГО.