Конфликт между цыганской общиной и другими жителями пензенского поселка Чемодановка завершился так, как подобные конфликты завершались на протяжении веков: отъездом представителями народа рома (цыгане) в другие края.
На этот раз пензенские цыгане направились в полном составе в Волгоград. Число “собравших чемоданы” рома по разным оценкам составило от 400 до 900 человек.
После недолгой стоянки в городе-герое цыгане направились вниз по Волге, в Астрахань, сообщает волгоградское издание Социнформбюро.
Волгоград вообще – не самое гостеприимное место для цыган. В 2006 году местные жители устроили цыганам “ночь длинных ножей” – массовый погром цыганского поселка, убив двух человек (80-летнюю старушку и 40-летнего мужчину).
Хотя для народности рома кочевой образ жизни является традиционным, в современных условиях это чаще не дань традиции, а именно вынужденные миграции, в основном – из-за нежелания местного населения иметь таких соседей.
В марте и сентябре 2017 года, например, произошли конфликты между цыганами в Туле и местными властями, которые снесли самостройные поселки в нескольких районах этого еще одного города-героя.
Здравствуй, Астрахань
Лидер Межрегиональной общественной организации Ассоциация цыган» Южного Федерального округа Артур Горбатов в среду был недоступен по телефону. Но руководитель астраханского Центра общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов рассказал СНЕГ.TV, что приток полутысячи цыган вряд ли пройдет для города и области незамеченным.
В Астраханской области по данным 2010 года проживало около 50 тысяч цыган, из них в областном центре – 3 тысячи. Если новые переселенцы распределятся по всей области, эти 500 человек “размажутся” по различным населенным пунктам. Но если все они полностью осядут в Астрахани, то ее цыганское население увеличится сразу на шестую часть, а это уже ощутимая разница,– говорит он.
По словам Сызранова, Астрахань не впервые становится новым домом для народности рома – с начала века сюда переехали переселенцы из стран Центральной Азии и Восточной Европы, которых власти стран этих регионов “выдавливали” с глаз долой.
У нас же никаких конфликтов между цыганами и местным населением на моей памяти не было. Те цыгане, которые проживают компактно, варятся в своей среде и с остальными астраханцами контачат мало. А цыгане, проживающие вне своих поселков, вполне интегрированы в обычную жизнь и поэтому тоже никакой предвзятости к себе не ощущают,– говорит астраханец.
Единственный раз, когда цыганская община Астрахани привлекла к себе внимание, был крупномасштабный конфликт в начале 2000-х годов, но он носил не межэтнический характер, а был результатом ссоры внутри самой цыганской общины – женихи не поделили невесту.
Земельный вопрос их испортил
Директор цыганского этнического телеканала в подмосковном Красногорске Юрий Черемуш уверен в том, что все “межэтнические” конфликты на самом деле провоцируются из-за одного и того же вопроса – земельного.
Цыгане в советское время, когда вопросы собственности на землю не были четко прописаны в законодательстве, потому что все вокруг было “колхозное”, действительно строили свои поселки на лучших землях из доступных в той или иной местности. Поэтому на эти земельные участки всегда было много желающих,– сказал он СНЕГ.TV.
Если на какую-то землю положили глаз люди, имеющие деньги и доступ к принимающим решения чиновникам, то включается один и тот же механизм “выдавливания” цыган с обжитой территории, рассказывает Черемуш.
Как один из вариантов, принимается решение о сносе цыганских домов как самостроя. Формально такая причина не всегда взята с потолка: когда семья живет без проблем в своем доме по 50-60 лет, людям просто в голову не приходит, что все это время они, оказывается, жили там “незаконно”. И никто за полвека не думал о том, что по бумагам их домов не существует,– объясняет он.
Если же этот механизм по каким-то причинам дает сбой (жители поселка нашли грамотных адвокатов или ранее оформили свою недвижимость собственность), претенденты на эту землю могут включать “народное недовольство”, вынуждая цыган самим покидать свои жилища, а часто, как в случае в Чемодановке, и регион.
Жителей окружающих мест очень легко восстановить против цыган, потому что и в России, и во всем мире против рома работают предрассудки и суеверия. Раньше нас обвиняли в том, что цыгане воруют детей и лошадей. Сейчас, когда лошадей нет, а цыганские дети учатся в обычных школах с другими детьми, в ход пошли обвинения в продаже наркотиков. Но это то же самое, как обвинения в адрес евреев, что те воруют детей, чтобы на их крови замешивать мацу,– проводит аналогию Черемуш.
Цыганская вертикаль
С цыганами происходит примерно то же самое, что происходит с любым национально-культурным меньшинством, проживающим компактно среди коренного населения той или иной местности, объясняет руководитель Центра этнической социологии РАН Леокадия Дробижева.
Когда этническое меньшинство живет обособленной группой, у окружающего большинства часто возникает подсознательное ощущение, что “они что-то от нас скрывают”. Некоторые этнокультурные особенности рома в самом деле раздражают другие народы, будь то в Чехии, Венгрии или России,– сказала она СНЕГ.TV.
Среди таких особенностей Дробижева называет преобладающий род занятий рома – ручной, преимущественно сельскохозяйственный, труд; яркие, бросающиеся в глаза особенно европейцам, наряды у женщин; неприятие ассимиляции с внешней средой, и главное – жесткое подчинение общины своему лидеру.
У цыган слово главы общины – которых называют “баронами” – закон. Если лидер принял какое-то решение, оно не оспаривается. А это решение не всегда может согласовываться с законами и обычаями той страны, в которой община проживает,– говорит эксперт.
Такая жесткая “вертикаль власти” в общинах рома часто приводит к тому, что неправомерное решение “барона” автоматически бросает тень на все сообщество цыган в этой местности.
Члены цыганской общины поэтому находятся в зависимости от своего лидера. Если он – человек разумный, ответственный, то и община живет в мире и согласии с окружающим миром. Но если общине не повезло, и во главе ее оказался человек с криминальными наклонностями, который вынуждает соплеменников торговать наркотиками или незаконно врезаться в газопроводы – это ставит всю общину в положение изгоев,– говорит Дробижева.
В четверг появились сообщения, что уехавшие из села Чемодановка цыгане решили вернуться домой. Об этом заявил руководитель межрегиональной организации «Ассоциация цыган», передает ТАСС.
По его словам, те семьи, которые уехали в Волгоградскую область, уже выехали из региона и возвращаются в Чемодановку.