В 1959 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол “Ленин”. Но построить атомное судно - это еще полдела, а дальше его надо как-то обслуживать и снабжать топливом. Для этого было необходимо вспомогательное судно. Строить под эти задачи что-то новое чересчур затратно, поэтому стали рассматривать вариант переоборудования уже имеющихся судов. Выбор пал на сухогруз “Лепсе” из-за крепости корпуса, так необходимой при плавании во льдах. “Лепсе” - сухогруз, спущенный на воду в 1934 г. на верфи в Николаеве. Однако строительство затянулась до начала отечественной войны. В послевоенное время “Лепсе” затонул в реке Хопёр, и о нём вспомнили только в 1960 г. Сухогруз подняли со дна реки, и переоборудовали в Ленинграде в плавучую техническую базу атомного флота. В задачи “Лепсе” входила доставка и заправка ледокола “Ленин” ядерным топливом (позже - и атомных “Арктики” и “Сибири”), а также хранение отработанных ядерных сборок. “Лепсе” 14 раз перезаправляла атомные ледоколы. В 1984 г. судно попало в шторм, и радиоактивная вода пролилась в отсеки хранения. Из-за этого всё судно стало сильно “фонить”.
При этом очень долгое время “Лепсе” продолжало стоять в порту Мурманска, чему местные жители не сказать, что сильно были рады называя судно “полярной Хиросимой” или “плавучим Чернобылем”. Операция по утилизации судна и выгрузке и захоронению ядерных отходов находящихся на борту чрезвычайно сложная и дорогостоящая. Только в 2014 году “Лепсе” отбуксировали на судостроительный завод Нерпа, и по кускам отрезали относительно не зараженные части судна. Трюм с опасным грузом заключили в капсулу предотвращающую распространение радиоактивного загрязнения. А полностью выгрузить всё топливо и отправить его в хранилище на берегу планируется в 2020 году.