Найти в Дзене
Сирша

Как повысить детскую самооценку

Очень часто мамы и папы так бояться, что у них вырастет хулиган, нарцисс или зазнайка, что воспитывают неуверенных в себе людей. Возникает вопрос - где "золотая середина", как воспитать человека, уверенного в себе и своих силах, человека, который знает что ему нужно, что он хочет на самом деле и знает, что он этого добьется и что он этого достоин?!

Ведь всем известно, что если у ребенка проблемы с самооценкой, то скорее всего ему будет сложно развиваться и реализоваться как личности. Ведь у него нет самого важного (главного) для полноценного существования - ощущения себя ценным, веры в свои силы.

Самооценка = уровень способностей: уровень притязаний

Зачастую родители слишком многого требуют от своего ребенка, а ведь им всего лишь нужно любить (принимать) его таким какой он есть! То есть ориентируют его на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем то другим.

Выражаться это может в разном родительском поведении, это может быть:

  • сравнение с другими детьми;
  • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания;
  • критика;
  • игнорирование чувств ребёнка и особенностей его характера;
  • недостаточное внимание к мнению ребёнка;
  • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье;
  • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

Есть другой вариант низкой самооценки — когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребёнка развивать. В этом случае ребёнок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всём проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

Что же делать и с чего начать, чтобы не навредить своему любимому чаду?!

Вариантов тут два:

  • Увеличить уровень способностей ребёнка
  • Уменьшить уровень требований к нему.

Что же пишут психологи на эту тему, то есть какие шаги нужно сделать, для того чтобы повысить самооценку у ребенка:

1. Терпение. Дело это непростое. Важный показатель здесь — возраст ребёнка: чем он меньше, тем быстрее можно всё исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.

2. Анализ. Проанализировать своё отношение к ребёнку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос: как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своём воспитании, а ребёнок уязвим в зоне оценки себя — бегом на консультацию к психологу. Специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

3. Акцент на хорошем. Учитесь замечать в своём ребёнке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому — самое главное. Перестаньте критиковать и вообще следите за своими словами при общении с ребёнком.

Вызубрите наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди» и не позволяйте себе ничего такого, чего бы не позволили в отношении других взрослых людей

Кроме того, полезно учить ребёнка самого замечать хорошие моменты в жизни — позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение.

В помощь есть масса игр и упражнений:

  • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
  • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
  • завести большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка.

4. Развитие сильных сторон личности. Помочь ребёнку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

5. Давать ребёнку свободу выбора. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждёт вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.

6. Социализация. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ребенок умел общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

7. Работа с границами. Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается самостоятельно — есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

8. Самостоятельность. Давайте ребёнку возможность справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще аккуратней с этой самой помощью. Если её много, ребёнок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания — это поддерживает.

9. Научитесь смиряться. Если ребёнок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали ещё до его рождения, задайте себе вопрос: вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребёнка в вашей жизни — скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают.

10. Внимание на себя. Внимательно посмотрите на себя — а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому — начни с себя.

Если вдруг возникают сложности, то обратитесь к психологу.