Найти тему

44-ФЗ глазами заказчика: изменения с 01 июля 2019

Оглавление

Сегодня у всех участников госзакупочной деятельности на слуху глобальные изменения закона "О контрактной системе", намеченные на 2019 год. Напомню, с 1 января текущего года все процедуры перешли в электронную форму; появился единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), который позволяет участникам получить аккредитацию сразу на всех площадках в режиме "одного окна"; изменились правила подготовки заказчиками отчёта о закупках у субъектов малого предпринимательства и др.

Это была первая волна изменений законодательства о закупках в 2019 году. Таких волн ожидается ещё как минимум три - 1 июля, 31 июля и 1 октября. Эти изменения касаются практически всех этапов закупочных процессов. Судя по всему, законодатели решили, что станет большой нагрузкой на заказчиков и участников, потому и разделили на три этапа. Моё личное мнение - лучше бы это сделали единовременно, так как на сегодняшний день среди заказчиков большая путаница - какие изменения с какой даты вступают в силу.

Именно для того, чтобы разобраться в вопросах "Что? Где? Когда?" и при этом не сваливать все новшества в одну кучу, я решил разделить информацию об изменениях законодательства на три статьи. Сегодня мы рассмотрим исключительно те нововведения, которые вступят в силу 1 июля, то есть буквально через 10 дней.

1. Планирование

Это, наверное, одно из самых долгожданных изменений. Теперь заказчикам не придёт ждать 10 дней от момента внесения изменений в план-график до публикации извещения - внесение изменений в план-график будет осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения извещения в ЕИС.

2. Обеспечение заявок банковской гарантией

Право участника предоставить обеспечение заявки в виде банковской гарантией закреплено в законе уже достаточно давно. Однако, в силу части 52 статьи 112 в срок до 30.06.19 обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах может предоставляться только путем внесения денежных средств. С первого дня июля участникам дали полноценное право выбора способа обеспечения заявки.

3. Начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг

По сути, это не совсем новшество - заказчики и сейчас могут проводить закупки без определённых объёмов. Однако на сегодняшний день перечень таких закупок закрытый (пункт 2 статьи 42). С начала же следующего месяца заказчики смогут закупать без определённых объёмов абсолютно любые товары, работы и услуги.

На мой взгляд, эти изменения можно смело отнести к разряду полезных, так как есть ряд закупок, где на этапе планирования достаточно проблематично определиться с объёмами закупаемых ТРУ. Например, топливо для автотранспорта, канцелярские товары, картриджи для оргтехники и т.д. При этом в закупке указывается максимальная цена контракта и стоимость единицы каждого товара/работы/услуги. В этом случае торги будут не за цену контракта (она остаётся неизменной), а за единицу ТРУ.

4. Дополнительные требования (опыт)

В силу части 2 статьи 31 при закупках отдельных видов ТРУ заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам (Постановление Правительства РФ от 04.02.15 №99). Сегодня проверка документов, подтверждающих соответствие участника этим требованиям, лежит на заказчике. Начиная со следующего месяца выполнять такую проверку будут операторы торговых площадок - участники должны будут заблаговременно подать на площадку определённый пакет документов, площадка их проверит в течение 5 рабочих дней, и на основании этой проверки будет допускать или не давать доступ участникам к определённым процедурам. Участники же не прикладывают документы, подтверждающие опыт, к заявкам.
С одной стороны, это, несомненно, избавит комиссии заказчиков от части "бумажной" работы. С другой - возникает вопрос: насколько качественно площадки смогут проверять предоставленные документы? В любом случае, для комиссий это неоспоримый плюс, а вот какова будет реализация - покажет время.

5. Возврат обеспечения контракта

Действующей редакцией закона "О контрактной системе" предусмотрена обязанность заказчика включить в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта, однако сами эти сроки не определены. С 1 июля такие сроки устанавливаются в 15 дней для закупок у СМП, в 30 дней для остальных.
Не могу сказать, что это значимое для заказчика изменение, но забывать о нём ни в коем случае нельзя.

6. "Если обеспечение перестало обеспечивать"

До сегодняшнего дня многие заказчики, руководствуясь логикой и здравым смыслом, включали в контракт обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение контракта, если первоначальное обеспечение по каким-либо причинам перестало действовать. Такой причиной, например, может быть отзыв лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию. Однако суды всех инстанций, включая верховный (определение от 01.11.17 №308-КГ17-15563), усмотрели в этом противоречие положениям 44-ФЗ. Теперь же эта норма будет закреплена непосредственно в федеральном законе (ч. 30 ст. 34). Логика и здравый смысл всё же победили.

7. Антидемпинговые меры

Информация, подтверждающая добросовестность участника, снизившего цену на 25 и более процентов (исполненные без нареканий контракты), сегодня ранжируется в зависимости от срока, в который им были исполнены контракты. С июля здесь упрощение для всех сторон - это исполненные в течение трёх лет до даты подачи заявки три контракта, цена одного из которых должна составлять не менее 20% от Н(М)ЦК текущей закупки. Это опять же упрощение работы комиссии заказчика - не придётся определяться в муках, какой контракт к какому сроку отнести.
Кроме этого законом определено, что демпингнувшему победителю выплата аванса по контракту не допускается.

8. Обеспечение исполнения контракта

В настоящее время 44-м законом в части обеспечения исполнения контракта остались неохваченными контракты с начальной (максимальной) ценой до 5 миллионов рублей. С 1 июля градация следующая:
0,5-1% при Н(М)ЦК до 20 млн. руб.
0,5-5% при Н(М)ЦК более 20 млн. руб.

К этому стоит добавить, что для субъектов малого предпринимательства размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя не из начальной (максимальной) цены, а от фактической цены контракта, но не может быть меньше размера аванса (если он предусмотрен).

Кроме того, субъекты малого предпринимательства, исполнившие за последние три года без штрафных санкций три контракта общей ценой не менее Н(М)ЦК, могут вообще получить "льготу" в виде освобождения от предоставления исполнения контракта.

9. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия)

Сегодня поставщики (подрядчики, исполнители) могут рассчитывать на уменьшение размера обеспечения исполнения контракта лишь в случае внесения денежных средств - по мере исполнения контракта заказчик возвращает часть обеспечения (пропорционально исполненным обязательствам). Теперь то же самое касается и банковской гарантии - заказчик отказывается от части своих прав по этой гарантии путём направления в реестр контрактов информации об исполнении этапа контракта. Причём это не право, а обязанность заказчика. Справедливо.

10. Сроки подачи и рассмотрения заявок

Здесь, несомненно, законодатель решил упростить жизнь заказчиков - планка для "коротких" (со сроком подачи заявок 7 дней) аукционов повышена в сто раз - с 3 млн. руб. до 300 млн. руб., а для работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу - до 2 млрд. руб. Кому-то это изменение покажется некритичным, но для ряда регионов России, где понятие "лето" измеряется не месяцами, а неделями это ощутимое подспорье. Да и в целом для государства сокращение сроков процедур определения поставщика - это несомненно плюс. Будем надеяться, что участники закупок станут порасторопнее и будут успевать подать заявки в сокращённые сроки.

Обратная сторона медали - ещё раз сократили сроки рассмотрения первых частей заявок при проведении электронного аукциона. Сегодня эти сроки составляют 1 день для "коротких" ЭА (до 3 млн .руб.) и 7 дней для "длинных" (более 3 млн. руб.). В новых реалиях у заказчиков будет 1 и 3 дня соответственно. При этом стоит заметить, что установление для "короткого" аукциона сроков подачи заявок в 15 и более дней не делает его "длинным", так как здесь всё зависит исключительно от Н(М)ЦК.

11. На работы с проектом только согласие

Это наболевшая проблема. Почему заказчик, имея на руках разработанный, прошедший госэкпертизу и утверждённый по всем правилам проект, должен описывать в ТЗ применяемые при производстве работ товары, рискуя ограничить конкуренцию и, в итоге, получить не совсем то (или совсем не то), что заложено в проекте? Видимо, этот вопрос назрел не только у заказчиков, но и законодателей. Именно поэтому начиная со следующего месяца заказчики, имеющие проектную документацию, будут требовать в составе заявок исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

12. Закупки у единственного поставщика

И вновь послабление для заказчиков - если сегодня они могут осуществлять закупки у единственного поставщика (так называемые "особые закупки") на сумму до 100 тысяч рублей, то с июля этот порог вырастет до 300 тысяч рублей. Медицинским организациям при "особых случаях" закупок лекарственных средств разрешено заключать договора с единственным поставщиком на сумму до одного миллиона рублей.

13. Изменение сроков исполнения и цены контракта

В отдельных случаях при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство позволит изменять "переходящие" (на срок более одного года) контракты не более чем на 30% от срока и/или цены контракта и продление остальных контрактов на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (если проще - в два раза). При этом у подрядчика должны быть отсутствовать неисполненные требования заказчика об уплате неустоек (штрафов, пеней), иначе на продление сроков контракта он рассчитывать не может.

В завершение

Помимо изменений непосредственно в законодательстве о контрактной системе не могу не обратить Ваше внимание на изменения в порядке лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Напомню, до 1 марта 2019 соискателям выдавалась лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Начиная с 1 марта лицензируется деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В срок до 29 июня перевозчики обязаны переоформить "старые" лицензии на "новые". Учитывайте данный факт при осуществлении закупок по автотранспортным перевозкам пассажиров.

На этом на сегодня всё. Я старался сократить статью, но большое количество законодательных "ноу-хау" не располагает к лаконичности. В следующей статье мы рассмотрим следующий шаг эволюции контрактной системы - изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу 31.07.2019.

Спасибо, если дочитали до конца!