В 13 лет Лионель Месси был звездой аргентинского города Росарио. Газеты посвящали ему целые полосы, публика обсуждала его талант, слава парня дошла до Буэнос-Айреса. Его начали изучать представители «Ривер Плейта».
В 2000 году домой к семье Месси приехали Мартин Монтеро и Фабиан Сольдини. Это представители «Марки» – компании из Росарио, работающей на рынке футбольных агентских услуг. Монтеро и Сольдине сказали, что хотят представлять интересы Лео Месси. Они убеждены, что мальчика ждет большое будущее в Европе, будь то серия А или примера: «Милан», «Интер», «Реал» или «Барселона» – неважно. Агенты убедили отца Месси, Хорхе, что у них есть связи и друзья в топ-клубах. Но Хорхе все равно отнесся к ним с недоверием и решил не слушать их, пока мальчик не попадет на просмотр.
В августе 2000 года Монтеро и Сольдине связались с Орасио Гаджоли – одним из партнеров «Марки» в Европе. Гаджоли родился в Росарио, начиная с 70-х он инвестировал в недвижимость в Барселоне и сотрудничал с Хосепом Марией Менгельей – акционером «Барселоны» и советником тогдашнего президента команды Жоана Гаспара. Отец вцепился в агентов, требуя максимальной ясности и гарантий. Монтеро и Сольдине отправили Гаджоли видеозапись с игрой Лео в Испанию – и тут же получили приглашение на просмотр в «Барселону».
Летом 2017-го Орасио Гаджоли давал интервью Globoesporte, где сделал интересное заявление: «Лео мог оказаться в «Реале». В связи с некоторыми обстоятельствами я переехал в Барселону. Но был очень близок к тому, чтобы оказаться в Мадриде. Если бы я поехал жить в столицу Испании, Месси играл бы за «Реал».
В целом, так и есть. У Монтеро и Сольдине не было конкретной цели пристроить Лео именно в «Барселону», а первым, кому они позвонили, был именно Орасио Гаджоли.
Лео с отцом и агентом Фабианом Сольдини прилетели в Барселону 17 сентября 2000 года. В аэропорту их ждал Орасио Гаджоли – позже он станет гидом Месси по Барселоне.
На следующий день после прибытия Лео вышел на поле и забил 6 мячей. Тренеры похвалили парня, но нельзя принимать решение без Карлеса Решака – спортивного директора «Барсы». Он был в Австралии, просматривал игроков на Олимпийских играх. К приезду Решака Лео подготовили серьезное испытание – выпустили на поле с пятнадцатилетними парнями. Парень отыграл настолько шикарно, что два тренера младшей команды Рифе и Мигели кричали: «Мы должны его взять. Немедленно». Решак был впечатлен.
Через два дня Лео и Хорхе вернулись в Аргентину – они счастливы, дома их встречали как победителей. Решак заверил, что вскоре их пригласят в Барселону, чтобы подписать контракт.
Прошло несколько недель – никаких новостей. Отец возмущался, а Сольдини с каждым днем нервничал все больше – когда он пытался навести справки, ему сухо отвечали из административных кабинетов, что ничего еще не решено.
«Барселона» затягивала переговоры по контракту, потому что решение было спорным и могло сильно ударить по карману клуба. Первым препятствием было дорогостоящее лечение Лео – он был маленького роста и нуждался в специальных инъекциях. Бюджет Ла Масии в год составлял 30 миллионов и расходы на лечение отнимали бы приличную часть этих средств. Второе препятствие – Лео отказывался жить в общежитии, отец настаивал: «Мы переезжаем жить всей семьей». Жилье для всей семьи, расходы на переезд и лечение игрока – серьезные деньги, даже если речь об очень одаренном парне.
Чтобы ускорить принятие решения, Сольдини начал звонить в другие клубы: «Реал», «Интер», «Атлетико».
Последним шагом стал ультиматум Карлесу Решаку. 14 декабря 2000 года в ресторане теннисного клуба «Помпей» встретились Решак, Мингелья – один из директоров «Барсы», который привел в клуб Диего Марадону, – и Орасио Гаджоли в качестве представителя семьи Месси. «Карлес, все зашло слишком далеко. Либо он играет в «Барселоне», либо уходит в другой клуб», – заявил Гаджоли. Спустя годы Орасио настаивает: «Я не блефовал. Мы активно вели переговоры с «Реалом».
«Я знал наверняка, что не могу упустить этого мальчишку, поэтому взял бумажную салфетку и написал что-то типа «клуб обещает подписать контракт с Лео Месси при выполнении согласованных условий». Потом подписал и отдал ему. Мингелья и Гаджоли тоже подписали салфетку», – вспоминает Решак.
К джентельменскому соглашению на салфетке «Барса» прикрепила несколько гарантийных писем – в том числе о финансовых условиях, где были сведения о доме, который снимут для семьи, о школе и будущей зарплате отца на новой работе. 15 февраля 2001 года семья Месси в полном составе прилетела в Испанию.
Но все могло рухнуть летом 2001 года. Тогда Месси действительно был близок к переходу в «Реал». У «Барселоны» появился новый генеральный директор – Хавьер Перес Фаргуелл. Он просмотрел первый контракт с Лео, составленный несколько месяцев назад, и был шокирован зарплатой в 100 миллионов песет за сезон (600 тысяч евро). Он считал, что это чрезмерная сумма для мальчика, которого еще нельзя было заигрывать на взрослом уровне.
Контракт пересмотрели: теперь клуб собирался платить Месси 20 миллионов песет за сезон (120 тысяч евро). Хорхе Месси объяснили, что существует потолок зарплат для юношей в Ла Масии, клуб не вправе дать больше.
После этого стороны несколько раз собирались снова, но им не удавалось договориться. Переговоры зашли в тупик, потому что никто не хотел идти на компромисс. Один из директоров «Барселоны» не мог понять, почему Хорхе и Лео не готовы принять предложение клуба и сказал: «Он думает, что он Марадона? Надо разорвать контракт, и пусть мальчик отправляется в Аргентину».
Хорхе Месси тоже был удивлен – клуб явно не понимал, что они поставили на кон все. Казалось, что продолжать переговоры бессмысленно.
В этот период на Месси вышел спортивный директор «Реала» Хорхе Вальдано. Он сказал, что в Мадриде готовы платить Лео 20 миллионов песет за сезон или даже больше. Единственное – Вальдано не хотел войны с «Барселоной». «Реал» сделал негласное предложение, а окончательное решение было за семьей Месси.
Во время очередных переговоров с руководством «Барсы» все услышали тихое бормотание: «Я думаю, что мы перейдем в «Мадрид». Атмосфера была накаленной до предела. Один из противников заключения контракта рассердился настолько, что порвал готовый к подписанию документ в клочья. В итоге соглашение было достигнуто. По контракту Лео получал 100 миллионов песет в год и ряд других выплат – на аренду жилья и прочие нужды.
Как оказалось, переговоры со стороны «Барселоны» тормозились еще из-за того, что агенты, которые организовали поездку из Росарио в Испанию, запросили у клуба огромную сумму денег, которую каталонцы были не в состоянии заплатить за 12-летнего мальчика.
Лео Месси сейчас мог бы играть за «Реал». Это подтверждает Гаджоли. Клуб предлагал приличные деньги, просто не хотел в открытую воевать против «Барсы». Не подпиши Решак ту салфетку, как бы сложилась история футбола?