Рядом с трапом питерского ледокола-музея "Красин" имеется небольшой навес, под которым спрятался очень интересный экспонат. Это каток Cadet Roller американской фирмы Austin-Western, который был отправлен в СССР по ленд-лизу, но не доехал: в 1945 году немецкой подлодкой был потоплен транспорт "Томас Дональдсон", среди прочего перевозивший и дорожные машины. В 2010 году затонувший транспорт был обнаружен и обследован поисковой экспедицией Северного флота, тогда и решили поднять что-нибудь из найденного груза, этим чем-нибудь оказался как раз каток. Машине провели реставрацию, очистив от ржавчины и наростов, после чего она была установлена около "Красина", с которым их объединяет общая тема полярных конвоев.
Каток имеет классическую трёхвальцовую схему. К сожалению, передний валец машины оторвался при подъёме и остался на дне.
На машине установлен четырёхцилиндровый дизельный двигатель Buda-Lanova американской фирмы Buda Engine.
На одном из задних вальцов сохранилось устройство для его очистки. Место водителя-машиниста закрыто стеклом.
От органов управления осталось, увы, немного.
Сзади у катка имеется некая тележка, непонятного назначения.
На стендах вокруг катка размещены материалы по полярным конвоям вообще и по истории этой машины в частности. Можно увидеть, в каком состоянии она была сразу после подъёма, есть и фото, снятые под водой.
Что удивительно, сохранилась техническая документация на каток, которая находилась в запаянном ящике. Вот, например, пара страниц каталога запчастей.
Детали двигателя и карта смазки машины.
В общем, очень интересный экспонат, так что всем питерским (и не только) любителям техники, если кто ещё не видел, настоятельно рекомендую посмотреть, если, конечно, каток там ещё стоит.