Картина Якимова привлекла искусствоведов необычным сюжетом и весьма странными деталями. Дело в том, что бытовые сцены не естественны для русской живописи 18 века. Так никто не писал. Интерес подогревали нестыковки в некоторых деталях.
Почему камин обрезан наполовину? Зачем художник так безжалостно и дико обрезал комнату? Почему веревка у лошади-качели натянута, когда должна спокойно лежать на полу? И не слишком ли большая это игрушка для ребенка в яслях? Ну только если на вырост. Да и вся картина выглядит так, словно это фотоснимок, в который не уместилась вся композиция.
В 1770 году Якимов окончил петербургскую Академию художеств и отправился в Париж, где продолжил обучение. В 1773 году и Франции на родину художник отправил несколько картин на тему «домашнее спокойствие», одной из которых была «Мужчина и колыбель». Картину приобрел коллекционер Павел Свиньин. Свиньину принадлежало внушительное собрание предметов старины, скульптуры и живописи – «Русский музеум».
В 1834 году коллекционер потерпел финансовое фиаско. Пришлось распродавать свои коллекции. С молотка ушла и «Мужчина и колыбель», а вернее ее часть. С картины просто вырезали часть полотна и продали. Вторая часть бесследно пропала. Но, благодаря альбому «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», в котором собраны рисунки картин из коллекции Свинина, можно увидеть, как картина выглядела изначально. И теперь все стало на свои места. Вот он камин во всей красе, и старшая дочь, которая тянет за веревку свою игрушку — лошадь-качели. На картине семейная идиллия.
Разгадать загадку помог рентген. Именно с его помощью удалось увидеть разрезы в правом и верхнем сторонах картины.
Свое название «Мужчина и колыбель» получила уже в Третьяковской галерее, где сейчас и хранится.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.