Найти в Дзене
Ленинка

«У меня было ощущение, что я набрал в рот куски битого стекла»

Оглавление

Коллекционер Сергей Щукин и художник Пабло Пикассо

Сергей Щукин — богач и благотворитель, живший в Москве во второй половине 19 — начале 20 века, происходил из старообрядческой купеческой семьи. Как и трое его братьев, он был коллекционером картин, и его коллекция западноевропейской живописи, после потрясений и угроз советского времени, была вновь собрана и летом 2019 года выставлена в Пушкинском музее.

Щукин был первым коллекционером из России, который привёз в страну полотна Моне, Гогена и Пикассо. Необычность его коллекции отмечали и современники. Искусствовед Яков Тугендхольд писал в 1914 году:

Поистине любит неожиданности старая Москва, — на Знаменке, недалеко от церкви Знамения Пресвятой Богородицы, в старинном барском доме вот уже пятнадцать лет как находится это убежище новейшей западной культуры.

Пикассо как стержень

Первой картиной Пикассо, которую купил для своей коллекции Щукин, стала «Женщина с веером». Испанский художник был в те годы ещё не известен, и выбор Щукина стал свидетельством гениального чутья этого коллекционера.

Пабло Пикассо. Женщина с веером (1907). Репродукция с сайта pushkinmuseum.art
Пабло Пикассо. Женщина с веером (1907). Репродукция с сайта pushkinmuseum.art

В 1908 году коллекция Щукина состояла преимущественно из полотен импрессионистов, и он был в замешательстве, не зная, как расположить необычное полотно. Николай Рудин записал рассказ Щукина о «Женщине с веером» (рукопись этого рассказа хранится в РГАЛИ, а текст приводится по книге Натальи Семёновой «Московские коллекционеры»):

Я по­нимал, что в мо­ей га­лерее её не с кем ве­шать ря­дом. На­конец я повесил её не­дале­ко от вход­ной две­ри, в по­лутём­ном ко­ридо­ре, в котором ни­каких кар­тин бо­лее не бы­ло.
По это­му тём­но­му ко­ридо­ру мне каж­дый день при­ходи­лось про­ходить в сто­ловую к обе­ду. И вот, про­ходя ми­мо кар­ти­ны, я не­воль­но бро­сал иног­да на неё взгляд. Че­рез не­кото­рое вре­мя это ста­ло вхо­дить в привыч­ку, и я стал так же бес­созна­тель­но, по хо­ду, смот­реть на неё ежед­невно. Про­шёл приб­ли­зитель­но ме­сяц, и я стал соз­на­вать, что, не взгля­нув на кар­ти­ну, чувс­твую се­бя за обе­дом не по се­бе, мне че­го-то не хва­тало. Тог­да я на­чал гля­деть на нее доль­ше, у ме­ня бы­ло такое ощу­щение, точ­но я наб­рал в рот кус­ки би­того стек­ла. И вместе с тем я стал смот­реть на неё не толь­ко при обе­де, но и в дру­гое вре­мя…
И вот в один день я ужас­нулся. Я по­чувс­тво­вал в кар­ти­не, нес­мотря на то, что она бы­ла бес­сю­жет­ная, же­лез­ный стер­жень, твер­дость, силу… Я ужас­нулся, так как все ос­таль­ные кар­ти­ны мо­ей га­лереи вдруг ста­ли мне ка­зать­ся без стер­жня, точ­но сде­лан­ны­ми из во­ды, и, что са­мое страш­ное, мне не хо­телось боль­ше ви­деть их, они ста­ли для ме­ня не­ин­те­рес­ны и бес­смыс­ленны. Мне ста­ло с ни­ми скуч­но.
Я ку­пил вто­рую кар­ти­ну. Я уже чувс­тво­вал, что не мо­гу жить без не­го [Пи­кас­со]. Я ку­пил еще… Он ов­ла­дел мною окон­ча­тель­но, и я стал покупать кар­ти­ну за кар­ти­ной…

В течение следующих шести лет Щукин купил в свою коллекцию 51 картину Пикассо.

Щукинский взгляд на Пикассо

Яков Тугендхольд сравнил зал, в котором Щукин повесил «своего» Пикассо, с кельей — она и правда была похожей на келью, уединённой, со сводчатым потолком. Такой выбор места был связан с взглядом Щукина на творчество испанского художника: однажды он сказал, что картинами Пикассо нужно украшать соборы. Философ Сергей Бердяев, посетив «келью Пикассо», вспомнил определение вечности у Достоевского — тёмную баньку с пауками по углам, — и сродное ощущение вечности почувствовал он на кубических и кубофутуристических картинах Пикассо в доме Щукина.

В 2018 году вышла книга «Пабло Пикассо», авторы которой — Виктория Чарльз и Анатолий Подоксик — по-новому описали отношения Щукина и Пикассо. Они отметили, что Щукин не купил ни одной из работ Пикассо 1910—1911 годов, «самой герметичной и абстрактной фазы кубизма, которую он, возможно, считал слишком заумной. С другой стороны, монументально-архаичный протокубизм 1908 года и утончённый сезанновский стиль 1909 года, которые коллекционер, возможно, воспринимал как своего рода продолжение своего любимого синего периода, представлены с необычайным размахом и самыми крупными работами». Пикассо в преломлении Щукинского фильтра предстаёт суровым испанским аскетом и провидцем, не чуждым демонического.

Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет РГБ. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.