Коллекционер Сергей Щукин и художник Пабло Пикассо
Сергей Щукин — богач и благотворитель, живший в Москве во второй половине 19 — начале 20 века, происходил из старообрядческой купеческой семьи. Как и трое его братьев, он был коллекционером картин, и его коллекция западноевропейской живописи, после потрясений и угроз советского времени, была вновь собрана и летом 2019 года выставлена в Пушкинском музее.
Щукин был первым коллекционером из России, который привёз в страну полотна Моне, Гогена и Пикассо. Необычность его коллекции отмечали и современники. Искусствовед Яков Тугендхольд писал в 1914 году:
Поистине любит неожиданности старая Москва, — на Знаменке, недалеко от церкви Знамения Пресвятой Богородицы, в старинном барском доме вот уже пятнадцать лет как находится это убежище новейшей западной культуры.
Пикассо как стержень
Первой картиной Пикассо, которую купил для своей коллекции Щукин, стала «Женщина с веером». Испанский художник был в те годы ещё не известен, и выбор Щукина стал свидетельством гениального чутья этого коллекционера.
В 1908 году коллекция Щукина состояла преимущественно из полотен импрессионистов, и он был в замешательстве, не зная, как расположить необычное полотно. Николай Рудин записал рассказ Щукина о «Женщине с веером» (рукопись этого рассказа хранится в РГАЛИ, а текст приводится по книге Натальи Семёновой «Московские коллекционеры»):
Я понимал, что в моей галерее её не с кем вешать рядом. Наконец я повесил её недалеко от входной двери, в полутёмном коридоре, в котором никаких картин более не было.
По этому тёмному коридору мне каждый день приходилось проходить в столовую к обеду. И вот, проходя мимо картины, я невольно бросал иногда на неё взгляд. Через некоторое время это стало входить в привычку, и я стал так же бессознательно, по ходу, смотреть на неё ежедневно. Прошёл приблизительно месяц, и я стал сознавать, что, не взглянув на картину, чувствую себя за обедом не по себе, мне чего-то не хватало. Тогда я начал глядеть на нее дольше, у меня было такое ощущение, точно я набрал в рот куски битого стекла. И вместе с тем я стал смотреть на неё не только при обеде, но и в другое время…
И вот в один день я ужаснулся. Я почувствовал в картине, несмотря на то, что она была бессюжетная, железный стержень, твердость, силу… Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи вдруг стали мне казаться без стержня, точно сделанными из воды, и, что самое страшное, мне не хотелось больше видеть их, они стали для меня неинтересны и бессмысленны. Мне стало с ними скучно.
Я купил вторую картину. Я уже чувствовал, что не могу жить без него [Пикассо]. Я купил еще… Он овладел мною окончательно, и я стал покупать картину за картиной…
В течение следующих шести лет Щукин купил в свою коллекцию 51 картину Пикассо.
Щукинский взгляд на Пикассо
Яков Тугендхольд сравнил зал, в котором Щукин повесил «своего» Пикассо, с кельей — она и правда была похожей на келью, уединённой, со сводчатым потолком. Такой выбор места был связан с взглядом Щукина на творчество испанского художника: однажды он сказал, что картинами Пикассо нужно украшать соборы. Философ Сергей Бердяев, посетив «келью Пикассо», вспомнил определение вечности у Достоевского — тёмную баньку с пауками по углам, — и сродное ощущение вечности почувствовал он на кубических и кубофутуристических картинах Пикассо в доме Щукина.
В 2018 году вышла книга «Пабло Пикассо», авторы которой — Виктория Чарльз и Анатолий Подоксик — по-новому описали отношения Щукина и Пикассо. Они отметили, что Щукин не купил ни одной из работ Пикассо 1910—1911 годов, «самой герметичной и абстрактной фазы кубизма, которую он, возможно, считал слишком заумной. С другой стороны, монументально-архаичный протокубизм 1908 года и утончённый сезанновский стиль 1909 года, которые коллекционер, возможно, воспринимал как своего рода продолжение своего любимого синего периода, представлены с необычайным размахом и самыми крупными работами». Пикассо в преломлении Щукинского фильтра предстаёт суровым испанским аскетом и провидцем, не чуждым демонического.
Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет РГБ. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.