Найти тему
Книжный класс

Ренессанс о девяти верхах

Собор Покрова Богородицы на Рву
Собор Покрова Богородицы на Рву

Кто построил девятиглавый дивный храм Покрова что на Рву на южной границе Красной площади? Почему он так не похож на другие храмы? Какое послание заложено в его фигурных башенках и их узорных главах?

Закладка деревянного собора Покрова на Рву. Лицевой летописный свод.
Закладка деревянного собора Покрова на Рву. Лицевой летописный свод.

Множество исследований посвящено этому собору. Монография известного российского историка архитектуры, профессора, доктора искусствоведения Андрея Леонидовича Баталова представляет собой самый фундаментальный труд среди остальных и на многие вопросы дает ответы – глубоко аргументированные, но порой абсолютно неожиданные, во всяком случае, для большинства читателей.

Кваренги, Джакомо - Покровский собор и Спасская башня в Москве, Эрмитаж
Кваренги, Джакомо - Покровский собор и Спасская башня в Москве, Эрмитаж

«Многолетняя уверенность в замкнутости и изолированности зодчества эпохи Ивана Грозного оказалась плодом заблуждения. С начала 1550-х годов мы прослеживаем деятельность на Руси нескольких иностранных мастеров или нескольких групп. Признание Покровского собора произведением Ренессанса не вступает в противоречие с распространенными и ставшими едва ли не каноническими сведениями Жития святителя Ионы о двух русских мастерах - Барме и Постнике. Источники Жития неизвестны, и понять, что лежит в основе сообщения о двух русских мастерах достаточно трудно. Об их иностранной выучке ясно свидетельствует сама архитектура, и ей мы отдаем предпочтение. В композиционном замысле собора – центрического сооружения в окружении восьми приделов – решается главная задача ренессансной архитектуры: создание иерархии объемов и пространств, сохраняющих при общем подчинении целому свою индивидуальность.

А.Федоров Красная площадь в Мокве
А.Федоров Красная площадь в Мокве

Несмотря на уверенность в участии иноземного мастера в создании собора, мы полагаем, что это произведение могло возникнуть только на русской почве и является фактором именно русского искусства. Одна из особенностей пространственно-планировочной структуры – обособленность каждого придела – определена русской литургической традицией, ее требованиями к отделенности каждого храмового пространства».

В.М.Васнецов   Красная площадь
В.М.Васнецов Красная площадь

Каждый из этих приделов описан в книге с непревзойденной точностью и тщательностью, как в области внешнего декора, так и внутреннего, с привлечением сведений, далеко выходящих за рамки узкой задачи по изучению одного сооружения. Вся храмовая архитектура Руси и Москвы так или иначе нашла здесь свое отражение. При всей глубине и научной значимости исследования оно вполне доступно для читателей с минимальной подготовкой в области истории и искусства. После увлекательного прочтения эта подготовка гарантированно перестанет быть минимальной. Замечательные иллюстрации очень помогут знакомству с темой и доставят особое удовольствие.

-7

Баталов А.Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. – Москва: Лингва-Ф, 2016. – 460 с., ил.

 фото из книги Баталов А.Л. "Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры". издательство "Лингва-Ф"
фото из книги Баталов А.Л. "Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры". издательство "Лингва-Ф"
фото из книги Баталов А.Л. "Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры". издательство "Лингва-Ф"
фото из книги Баталов А.Л. "Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры". издательство "Лингва-Ф"

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.