Кто построил девятиглавый дивный храм Покрова что на Рву на южной границе Красной площади? Почему он так не похож на другие храмы? Какое послание заложено в его фигурных башенках и их узорных главах?
Множество исследований посвящено этому собору. Монография известного российского историка архитектуры, профессора, доктора искусствоведения Андрея Леонидовича Баталова представляет собой самый фундаментальный труд среди остальных и на многие вопросы дает ответы – глубоко аргументированные, но порой абсолютно неожиданные, во всяком случае, для большинства читателей.
«Многолетняя уверенность в замкнутости и изолированности зодчества эпохи Ивана Грозного оказалась плодом заблуждения. С начала 1550-х годов мы прослеживаем деятельность на Руси нескольких иностранных мастеров или нескольких групп. Признание Покровского собора произведением Ренессанса не вступает в противоречие с распространенными и ставшими едва ли не каноническими сведениями Жития святителя Ионы о двух русских мастерах - Барме и Постнике. Источники Жития неизвестны, и понять, что лежит в основе сообщения о двух русских мастерах достаточно трудно. Об их иностранной выучке ясно свидетельствует сама архитектура, и ей мы отдаем предпочтение. В композиционном замысле собора – центрического сооружения в окружении восьми приделов – решается главная задача ренессансной архитектуры: создание иерархии объемов и пространств, сохраняющих при общем подчинении целому свою индивидуальность.
Несмотря на уверенность в участии иноземного мастера в создании собора, мы полагаем, что это произведение могло возникнуть только на русской почве и является фактором именно русского искусства. Одна из особенностей пространственно-планировочной структуры – обособленность каждого придела – определена русской литургической традицией, ее требованиями к отделенности каждого храмового пространства».
Каждый из этих приделов описан в книге с непревзойденной точностью и тщательностью, как в области внешнего декора, так и внутреннего, с привлечением сведений, далеко выходящих за рамки узкой задачи по изучению одного сооружения. Вся храмовая архитектура Руси и Москвы так или иначе нашла здесь свое отражение. При всей глубине и научной значимости исследования оно вполне доступно для читателей с минимальной подготовкой в области истории и искусства. После увлекательного прочтения эта подготовка гарантированно перестанет быть минимальной. Замечательные иллюстрации очень помогут знакомству с темой и доставят особое удовольствие.
Баталов А.Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. – Москва: Лингва-Ф, 2016. – 460 с., ил.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.