Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Караул" (1989)
Те, кто вернулся с армейской службы, оценят, наверное, точность и достоверность быта караульного наряда, сопровождающего вагон с заключенными. Отметят и жестокую правду, сказанную авторами "Караула" о пресловутой дедовщине, уродливой ржавчиной впитавшейся в армейский быт от моря до моря...
При желании я мог бы здесь уйти в публицистику, присоединившись к многоголосому хору протеста против дедовщины, доводящей "салаг" до отчаянных смертельных выстрелов. Только об этом можно и без всякого фильма сказать и написать.
А "Караул" - не газетный очерк , не телерепортаж с места события , а произведение искусства , которое, как известно, надобно судить по собственным законам.
И вот по художественному счету "Караулу", на мой взгляд, явно не хватает глубины дыхания. Для философской притчи картина слишком погружена в бытовые подробности. До психологической драмы явно не дотягивают пунктирно намеченные характеры героев.
Вероятно, в данном случае зрителей могла бы увлечь умело закрученная интрига. Но действие картины на девять десятых развивается монотонно и вполне предсказуемо.
Спору нет, проблемы в "Карауле" поставлены важные и серьезные: свобода и рабство, диктаторская власть вчерашних "униженных и оскорбленных" и бессилие одиночки.
Главный герой - скромный парнишка , терпящий бесчисленные издевательства "стариков", с первых же кадров вызывает сочувствие.
Но в том-то и дело, что с первых же кадров становится ясна и основная авторская концепция. Постгермановская черно-белая стилистика лишена в "Карауле" германовского "подводного течения".
И возможно, ощущая это, режиссер время от времени прибегает к вставным эпизодам-"аттракционам", вроде меланхолических объятий молодых лесбиянок в купе СВ, за которыми, затаив дыхание , подсматривают солдаты в вагонное окно...
Пружина действия раскручивается лишь в самом конце, когда главный герой безуспешно пытается убежать от Судьбы. Но фильм уже почти окончен...
"Блокпост" (1998)
... Идет служба российских парней где-то на Кавказе, где то и дело звучат выстрелы и рвутся мины... И не знают парни, зачем их туда послали…
После трех не слишком замысловатых комедий об охоте, новом годе и рыбалке Александр Рогожкин решил вернуться в русло бытового реализма.
Мне лично ни один из героев фильма не показался интересным. Характеры, сами по себе достаточно примитивные, выписаны без особых психологических нюансов. Да и сюжет развивается скучновато...
Впрочем, у этого фильма есть немало поклонников. О чем свидетельствует, к примеру, главный приз "Кинотавра-99"...
Но об ужасе колониальных войн гораздо раньше и лучше сказали с экрана Коппола, Чимино и Стоун...
Александр Федоров, 1999
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики