Найти тему
Классическая музыка

Новая отправная точка классической музыки

Когда мы говорим о т. н. современной классике, то чаще всего имеем ввиду какие-то бессодержательные музыкальные пьесы на фортепиано, саундтреки к фильмам или громоздкие академические потуги на оригинальность, теряющиеся за попыткой подражать всем великим сразу. Главная проблема сегодняшней серьезной музыки в том, что пропал элемент поиска. Композиторы не ищут и не рассказывают истории. Если вспомнить лучшие творения классической музыки, то они всегда о чем-то предупреждали или передавали личные переживания.

Кажется, что век большой музыки прошел. Я говорил ранее, что достигнув пика музыкального развития, оно остановилось и началось сначала. Сегодня академическая музыка пребывает в младенческом состоянии, а основной звуковой фон – это развлекательные композиции, которые, благодаря звукозаписывающим компаниям и расширению средств распространения, затмили собой музыкальных атлантов. Вероятно, что истинные шедевры – откровения, – будут доступны слушателям следующих поколений. Через 100-200 лет. Какова будет их форма сложно сказать. Но пока мы живем в эпоху тишины из которой рождается новый звук.

Еще больше материалов в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus

Подтверждение своей теории я нашел в музыке Джона Лютера Адамса. Его задача – описать состояние природы. И в отличие от, допустим, классиков, его произведения не живописные, они не пытаются описать мир. Скорее это попытка интерпретировать звук Земли, в частности звук океана, пустыни, леса или реки, – добраться до сути вещей. Достигается это за счет минимализма в звуке и отсутствия драматургической составляющей. Здесь музыка – это звуковые волны, которые образуют медитативную, почти что шаманскую атмосферу. Благодаря извлечению звука – первоосновы музыки, – композитор осмысляет природные стихии.

Это интересно с точки зрения начального этапа. Как и в древности, когда племена только научились извлекать звук, они не создавали музыкальные произведения в сегодняшнем контексте этого слова. Их интересовала скорее сама природа звука, который служил элементом атмосферы давних обрядов. Примерно к такому же примитивизму академическая (классическая) музыка пришла сегодня. Звук и его форма стали первичны.

Для примера публикую композицию «Become Ocean» Джона Лютера Адамса. В аннотации к партитуре композитор объясняет, что «жизнь на этой земле впервые возникла из океана. И по мере того, как тает полярный лед и поднимается уровень океана, мы, люди, сталкиваемся с перспективой стать океаном». Это философское замечание я бы интерпретировал не сколько как угрозу перед проблемой глобального потепления, а скорее как то, что искусство, ранее вознесенное до небес, вновь обмельчало в сравнении со стихиями природы, и находясь ныне в примитивном творческом состоянии – спустя века мы вновь достигнем новых океанических масштабов.

За это произведение композитор был удостоен Пулитцеровской премии в 2014 году.

Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus