Приветствую всех, кто пришёл сюда из первой части про художника Адриана Корте
Виртуоз спаржи и крыжовника
и всех, кто попал прямым ходом сюда - во вторую часть.
Мы тут смотрим стильные натюрморты голландца 17-го века, который для тех лет был оригиналом сродни белой вороне, а в наши дни выглядит вполне современно и свежо. На спаржу и крыжовник мы любовались в первой части, землянике подробно посвятим третью, а в этом доке подборку объединяют бабочки.
Эта, верхняя - вероятно голубой адонис. Предполагаю не я - так значится в описании из каталога Сотбис. Ранняя работа Корте, примечательна тем, что написана на холсте. Он был оригинал, я предупреждала. И на холстах ̶к̶а̶к̶ ̶н̶о̶р̶м̶а̶л̶ь̶н̶ы̶е̶ ̶х̶у̶д̶о̶ж̶н̶и̶к̶и̶ почти не писал. Большая часть натюрмортов Корте написана на бумаге и наклеена на холст или деревянную панель.
Причём известны два случая, когда бумагу он брал уже использованную. Когда перед продажей на Сотбис в 2006-м реставрировали эту, нижнюю, вещь с двумя персиками и бабочкой-шашечницей, обнаружилось вот что. Адриан Корте взял для работы исписанный лист из бухгалтерской книги некоего торговца из Гданьска 1600-х годов.
На такой же бумаге из гданьского гроссбуха была написана и следующая картина - "Три персика и бабочка красный адмирал". В каталоге Сотбис есть пометка с благодарностью одному профессору, который исправил ошибку в названии. Бабочка на самом деле не Red Admiral (Vanessa atalanta), а Painted Lady - репейница, чертополоховка (Vanessa cardui).
Есть вариант русского названия - чертополоховая углокрыльница. Понравился мне длиной - словосочетание-сороконожка из 12-ти слогов.
Для сравнения: вверху - репейница, внизу - красный адмирал (название получил за ленту-перевязь на крылышках).
Репейница - бабочка-мигрантка: зимует где потеплее, наведывается в Европу летом. А особенно много их летает в августе - как раз когда созревают персики. Адриан Корте в своём творчестве был за правду жизни, всегда. Его коллеги влёгкую соединяли на холсте цветы, плоды и живность, которые появлялись в разное время года (а то и в разных частях света) и просто физически не могли сойтись вместе. Корте так не делал и сезонность соблюдал.
Две верхние бабочки-капустницы ушли с молотка за 1,5 млн евро в 2009-м. Три персика и репейница-не-адмирал - за 3,5 млн фунтов в 2014-м. Неплохо для художника, который был целиком забыт на два века и отдельные шедевры рисовал на вторсырье.
Под это дело вспомнился Уильям Лайон Фелпс (американский писатель, критик и учёный) и его слова: Ценность вещи определяется не тем, сколько вы готовы за неё заплатить, и не тем, во сколько она обошлась производителю, а тем, сколько за неё дадут на аукционе.
А всех, кто заинтересовался, приглашаю завтра на землянику - третью подборку натюрмортов Адриана Корте. Вместе покопаемся в странностях его творческого метода - и в биографии, где загадок пока больше, чем разгадок.
P.S. Как обещала:
Земляника в горшочках и её фанат
и бонус - много-много шикарных птичек
Египетский гусь, дайверы-утята и пеликаны на двоих