Пейзажи вдоль карельских дорог отличаются от привычных лесов и полей средней полосы России. И потому – удивляют. Зеленые чащи, множество рек, озер и водопадов, темно-серые скалы и причудливые каменные глыбы, подступающие прямо к обочинам. Красота! Раздражает лишь то, что на многих валунах и камнях «человек неразумный» почему-то считает необходимым оставить автограф. И ладно бы что-то умное писали. Так нет, дальше «…были здесь» и «Вася+Маша» фантазия не идет.
Текст: Виола Лехнович, фото: Александр Бурый
Но как-то раз, выехав солнечным утром из Петрозаводска в сторону Мурманска, мы остановились и вышли из машины, чтобы как следует рассмотреть очередной «автограф». Вернее, «автографы». Это были… зайцы! Сотни разнообразных зайцев украшали скалу у дороги.
КАМЕННЫЕ ЗАЙЦЫ
Чуть в стороне от основной трассы, на повороте в сторону знаменитого курортного поселка Марциальные Воды, возвышается скала. Она-то нас и привлекла изображениями необычных ушастых, вырезанных явно «человеком творческим».
Солнечный свет причудливо раскрасил тенями шероховатую каменную поверхность, так что практически каждый заяц, «поселившийся» здесь, был четко виден. Мы не отказали себе в удовольствии пройтись вдоль скалы, полюбоваться и погладить фигурки руками. Это было приятно: солнце прогрело темный гранит, зайцы были теплые, как будто живые. На время забыв о цели своего путешествия, мы поднялись на скалу: захотелось отдохнуть и посидеть на лесной полянке под могучими соснами на заросших мхом валунах…
Вернувшись в Петрозаводск, я стала наводить справки о странных зверюшках, вырезанных на скале. Вот тогда-то и выяснилось, что чуть более года назад в Карелии появилась новая достопримечательность – Долина зайцев. А разыскать ее создателя оказалось не так уж и трудно.
Энтузиастов, придумывающих и воплощающих что-то, выходящее за пределы банального восприятия жизни, некоторые люди ошибочно принимают за чудаков. Специально посмотрела определение в толковом словаре: «Чудак – странный человек, поведение и действия которого удивляют других людей». Да, отчасти это верно характеризует Сергея Гапановича – молодого и вполне успешного в делах петрозаводского предпринимателя. Ведь он делает необычные вещи, которые вызывают у кого-то недоумение, у кого-то – удивление, а у тех, кто побывал в Долине зайцев, – восторг и самые позитивные эмоции.
Несколько лет назад Сергей увлекся резьбой по камню. Тогда-то у него и родилось желание создать какой-нибудь значительный арт-объект, который к тому же привлек бы в Карелию еще больше туристов. А затем появилась замечательная идея: ликвидировать по мере сил и возможностей надписи на скалах, замаскировав их с помощью каких-нибудь симпатичных фигур, вырезанных на камнях.
И вот уже более года Сергей Гапанович занимается созданием Долины зайцев, украшая скалу вдоль трассы современными «петроглифами».
«РЕЖУ ЗАЙЦЕВ… БЕЗ КРОВИ»
Такая фраза в статусе Сергея в соцсетях сразу вызывает любопытство. Здесь, на его страничке, пишется история Долины зайцев. Пролистав фотографии и просмотрев видео, можно увидеть самое начало проекта, а также понаблюдать за процессом. Публикуя подробную информацию о своих «петроглифах», Сергей Гапанович пытается привлечь неравнодушных людей, готовых подключиться к созданию нового туристического объекта и оставить свой след в истории Карелии. При встрече интересуюсь, есть ли от этого реальная помощь. Усмехнувшись, Сергей рассказывает:
– С самого начала было много тех, кто поддерживал. Правда, только на словах. Друзья, знакомые, представители местного бизнеса обещали подключиться, вызывались быть спонсорами и даже соработниками. И до сих пор все хвалят идею, говорят, какой я молодец, но дальше слов дело обычно не идет. Все «помощники» испарились с первых дней. Взять в руки лом и полезть на скалу решились лишь единицы, так же как и помочь с выведением надписей, расчисткой территории. Вырезать «болгаркой» непосредственно барельефы зайцев вообще не каждому под силу. Это небезопасно и требует профессиональных навыков. Но всегда ведь есть дела попроще, а волонтеров, несмотря на это, не дозовешься. Да и материальной поддержки от обещавших помощь – тоже не дождался.
Мешают продвижению работы и погодные условия, и не выдерживающий больших нагрузок инструмент. Но проект потихоньку продвигается: с каждым днем все больше ушастых жителей «поселяется» на скале.
Камень сам по себе материал сложный. Но порой еще сложнее пробиваться сквозь стену непонимания и равнодушия тех, кто вроде бы должен идти навстречу новым идеям, помогать творческой инициативе, стремлению сделать свой край чище и привлекательнее для его жителей и гостей. Около трех лет Сергей добивался разрешения начать работу на скале. Не просил помощи или денег, что и вызывало недоумение. Поддержка пришла откуда не ждал: свое весомое слово замолвил заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев. Он учился в свое время в Петрозаводске, город и регион любит, да и проект ему понравился. Разрешение дали, и сизифов труд – походы по кабинетам министерств и ведомств – наконец-то закончился. Началась реальная работа по созданию Долины зайцев.
ОТКУДА УШИ РАСТУТ?
Еще в первую свою поездку в Карелию я с возмущением реагировала на разного рода надписи, изуродовавшие прекрасные пейзажи. Скалы вдоль обочин трассы «Кола» были исписаны избитыми фразами типа «Здесь был Вася», признаниями в любви, названиями городов, из которых приезжали туристы-вандалы. Километры скал и сотни следов человеческой глупости. И ведь не лень ради такого сомнительного «подвига» покупать краску в баллончиках, которую потом крайне трудно удалить с камня!
Многие, глядя на такое, либо не реагируют вовсе, либо возмущаются лишь на словах. И все. А Сергей Гапанович решил, что с этим нужно как-то бороться. Сначала думал просто выводить каракули, оставленные краской. Но потом придумал кое-что получше: ликвидировав следы вандализма, украсить скалы барельефами. Может, это кого-то остановит от желания портить красоту природы, – рассуждал Сергей. Так вместо надписей на скалах стали появляться ушастые зайчики.
Скульптор не ищет легких путей. Его упрямый характер проявился и в амбициозных планах: вырезать не менее тысячи фигурок животных. Именно столько прыгающих, сидящих, стоящих на задних лапах представителей фауны должно появиться на свет из-под «болгарки», которой Сергей пользуется вместо резца. Сейчас количество зайцев приближается к пяти сотням.
Но, как говорится, не так быстро сказка сказывается и дело спорится. Ведь на самом деле молодой человек с немногочисленными помощниками занимаются очень тяжелой работой. Сначала скалу нужно очистить от нависающих и плохо держащихся камней, чтобы они не свалились на головы мастеров и туристов, которые уже сейчас с удовольствием останавливаются и рассматривают «петроглифы». «Бывает, до двадцати машин тормозят за те несколько часов, что я провожу в Долине днем, – говорит Сергей. – Ходят, фотографируют, обсуждают, улыбаются. В такие минуты я понимаю, зачем все это затеял».
До самого верха скалы выставляются леса. В этом деле без помощников не обойтись. Затем идет зачистка краски. Надписи и рисунки убираются шлифовальными и абразивными инструментами или выводятся весьма дорогостоящей химией, поскольку обычные растворители в данном случае не справляются. И уже только потом начинается резка зайцев-барельефов по трафаретам, предварительно изготовленным из дерева. Образцов таких у Сергея около тридцати. Различаются они формой и размерами. Между прочим, у каждого длинноухого есть имя. Некоторые носят необычные имена: Лакки, Ахти, Лилуай, Иту, Теплый Ветер, Сильный Дух. Но встречаются и попроще: к примеру, Жорик, Сеня, Петрович, Алиса. Есть даже целая семья Лапкиных: Анатолий, Маруся, Федя и Надежда Патрикеевна. Как говорит Сергей, у каждого из его зайцев есть реальный человеческий прототип.
СКУЛЬПТОР ПО ВЕЛЕНИЮ ДУШИ
Сергей из породы людей увлекающихся, которым «любое море – по колено и любые горы – по плечу». Ему претит обывательское отношение к жизни. Постоянно хочется ставить перед собой цели. И, как мужчина с характером, цели он ставит перед собой труднодостижимые. Говорит, в этом – своеобразная проверка на выносливость, упорство и силу духа. Стало любопытно, откуда в нем такие качества.
– Мои дед и отец постоянно что-то мастерили, я видел это и, как умел, помогал. Это такое правильное мужское воспитание. Мне рано дали в руки инструмент. Еще лет восемь было, помню. Я тогда сам сделал плот и даже переплыл на нем наше небольшое озерцо, – вспоминает Сергей.
Наверное, из-за такого характера и родилось стремление попробовать сделать что-то стоящее из материала, которого в Карелии особенно много. Камень как-то попался на глаза Сергею во время раздумий на тему: чем бы таким заняться в гараже, снятом по тогда еще непонятной для него самого причине.
– Решил, что как у каждого нормального мужика у меня должен быть гараж. Чтобы там возиться с машиной, разбирать-собирать, ремонтировать что-то. Арендовал. А машины-то нет. Но что-то же делать надо. Стою, голову чешу. Вижу, камень в сторонке лежит, кое-как притащил его в этот гараж. Килограммов на сто точно был. Поехал в магазин и купил самый дешевый инструмент. Даже молотка не было. Только топорик и еще какие-то непонятные железяки. Начал пытаться из валуна сотворить подобие скульптуры. Понял, что это очень сложно. И именно поэтому появился еще больший интерес, – рассказывает Гапанович.
Теперь в гараже полноценная мастерская, в которой уже опытный скульптор делает всевозможные инсталляции и украшает ими интерьеры и улицы родного города. Внешне его творения вроде бы просты и незамысловаты, но они не оставляют равнодушными прохожих. Сама наблюдала, как любят фотографироваться на каменном «Олином облаке» дети и молодежь, как туристы рассматривают битву карельских аборигенов с тиранозаврами на валуне, расположенном на одной из улиц Петрозаводска. А еще у него собралась небольшая тематическая коллекция – «Истории каменных голов». Скульптуры в стиле абстракционизма, каждая со своим лицом и жизненной историей, причем списанной с реальных, знакомых автору людей. Готовая выставка, которая может стать украшением любой галереи.
Сергей постоянно совершенствует мастерство, читает много специальной литературы, пробует разные материалы и инструменты. Путешествует по миру в поисках новых знаний. Мечтает попасть на остров Пасхи и увидеть знаменитые древние каменные моаи – статуи в виде человеческой головы с туловищем по пояс. Он, скульптор-самоучка, не считает себя художником и не старается вписываться в границы каких-то академических канонов и правил. Это дает молодому человеку свободу. И не только самовыражения, но и внутреннюю. Как мне показалось, занимается Сергей резьбой по камню по велению души и из-за импульсивного характера.
– Я понял, что все, что я делаю – это в первую очередь для себя. Мне нравятся эмоции, которые получаю сам и чувствую от других людей. Это воодушевляет. Со временем захотелось поработать не только с камнем, но и с деревом, металлом, пластиком. И чем сложнее техника создания скульптуры, тем сильнее желание попробовать ее освоить, – объясняет Сергей.
Петрозаводский молодой скульптор – кладезь замечательных идей, он постоянно генерирует новые и готов воплощать их с завидным энтузиазмом. Даже очень масштабные по задумке, которые вполне могут стать визитными карточками городов и регионов. Но зачастую хорошие и при этом не очень затратные проекты не получается воплотить без поддержки партнеров.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Все свободное время карельский скульптор-самоучка проводит в мастерской и в Долине зайцев, а с недавних пор – еще и на каком-то таинственном острове Ангела. Местоположение его Сергей пока от всех скрывает. Говорит лишь, что по льду добирался до него на снегоходе, потом на лодке по воде. Там он выпиливает из большого валуна… диван. Чтобы сидеть на берегу и наслаждаться потрясающим видом на озеро и закат солнца. Своеобразная медитация.
– Я устаю от людей, от городской жизни, от шума улиц и пустых разговоров. Поэтому нахожу такие места, куда можно сбежать от всего этого, – делится Сергей. – Это крохотный остров, который можно обойти за десять минут. Кто именно дал название клочку земли, никто уже не припомнит, о нем знают только старожилы и рыбаки. Если переночевать на этом острове, то тебе приснится твой ангел-хранитель. И этот сон гарантированно принесет что-то хорошее в твою жизнь.
Вернувшись к разговору о зайцах, поинтересовалась, бывали ли моменты, когда опускались руки, появлялись разочарование и желание все бросить. Сергей задумался и ответил:
– Знаешь, если честно, то я не раз сам себя спрашивал: зачем мне это? Наверное, еще с самого первого вырезанного зайца. Во многих людях разочаровался, но в итоге «отпустил» эти мысли. Стараюсь не подпускать к себе негатив. Я очень счастливый человек, мне интересно жить. И не понимаю тех, кто постоянно ноет, но при этом ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Нужно работать. Постоянно находить занятие рукам и голове. Да, мне хочется побыстрее завершить работы в Долине и начать что-то новое. Но я обязательно доведу это дело до конца.
ДОЛИНА ЗАЙЦЕВ – ПРОЕКТ ДЛЯ ВСЕХ
Этот арт-объект – уникальный для Карелии, и, пожалуй, не только для нее. В современной России у него точно нет аналогов. Он изначально был некоммерческим. Сергей сам все придумал, в одиночку начал воплощать, вырезал зайцев собственными руками. Редко помогали волонтеры. Особенно отличился один из друзей Сергея – Алексей. Он как заправский альпинист помогал очищать скалу на высоте. Но труд этот все же очень сложный, требующий настоящей силы и недюжинного терпения.
Сергей тратит на проект все свободное время, личные средства, покупает материалы и инструмент. Расходы довольно большие. А впереди еще планы по созданию инфраструктуры. Для туристов, путешествующих на машинах или в автобусах, нужно сделать парковку. Обустроить места отдыха. Чтобы можно было где-то с комфортом посидеть, перекусить в дороге. И все это обязательно, уверен карельский мастер, должно быть бесплатным для людей.
Мы ходим вместе по Долине зайцев, обсуждаем проект, и у меня тоже в мыслях вырисовываются картинки: вот тут бы поставить столики и скамейки, по обеим сторонам скалы у обочин разместить стоянки для машин. А наверху есть большие красивые валуны, на них растет мягкий зеленый мох. И стоят они кружочком, как будто приглашают отдохнуть компанию уставших путников в тени высоченных сосен и елей. Можно сделать и тропу для прогулок желающих подышать хвойными ароматами. Очень хочется, чтобы эти мечты реализовались.
– Представляешь, – возвращает меня из мечтаний в реальность голос Сергея, – нашлись умники, решившие сделать тут платную парковку и брать деньги за стоянку транспорта. А ведь я хочу что-то создать такое, что привлечет туристов в Карелию. Чтобы людям со всего света было интересно посетить наш регион и посмотреть его достопримечательности. И здесь точно не должно быть никакой выгоды. Они и так помогут: турфирмам, отелям, общепиту, сувенирным мастерским и магазинам. Людям и организациям будет работа, а бюджету республики польза от поступления налогов с их доходов. Ведь многие страны используют свой туристический потенциал в полной мере и только выигрывают от этого. Я думаю масштабно, а не локально и узко: мол, как заработать на Долине зайцев. И пока вкладываюсь в нее и материально, и физически, и душой.
Скульптор хочет поскорее завершить работы здесь и осознает, что без поддержки не обойтись. Поэтому однажды пришла идея делиться зайцами со всеми желающими внести свой небольшой вклад в продвижение работ. Так появился сайт, представительство Долины зайцев в Интернете. Людям стало интересно, многие захотели даже приобрести себе личного зайца. А почему бы и нет? Покупает же народ участки на Луне или звезды. Вряд ли владельцы когда-нибудь на них попадут, но можно порадовать себя сертификатом на столь необычную покупку. Так и с зайцами на каменной скале: под некоторыми появились номера, каждый номер вносится в сертификат, который может приобрести любой желающий. Разница в том, что своего зайчика можно увидеть, потрогать, показать друзьям, детям, а в будущем – может, и внукам. А еще подарить его по какому-нибудь хорошему поводу своим близким.
На этом, конечно, не заработаешь. Сергей все так же тратит заработанные в семейном бизнесе деньги, но уже может позволить себе взять помощников-резчиков, заказать технику для благоустройства территории и немного ускорить свой путь к достижению цели – тысяче каменных зайцев.