Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

В ГМИИ открылась лучшая выставка века "Щукин. Биография коллекции"

В Пушкинском открылась выставка "Щукин. Биография коллекции", и это лучшее, что случилось с музеем со времён выставки Пикассо в 1956.

Щукины — текстильные магнаты, поэтому выставка оформлена пёстрыми тканями
Щукины — текстильные магнаты, поэтому выставка оформлена пёстрыми тканями

Начну с того, что название выставки нужно читать на французский манер: Chtchoukine. Потому что речь идёт не о Сергее Ивановиче Щукине, коллекционере современного французского искусства, а о братьях Chtchoukine — Сергее, Дмитрии, Иване и Петре.

Дмитрий Щукин, 1855-1932
Дмитрий Щукин, 1855-1932

Дмитрий собирал старых мастеров, и эта его страсть вызывает у меня уважение с толикой недоумения. Нужно обладать весьма специфическим вкусом, чтобы в конце XIX века покупать Буше, Фрагонара, Ватто, Вермеера, Брейгеля, Кранаха...

"Женская головка" Франсуа Буше (1730-е) на выставке в ГМИИ
"Женская головка" Франсуа Буше (1730-е) на выставке в ГМИИ

Кроме странного вкуса, Дмитрия отличала дотошность — он покупал картины с исключительно безупречной биографией, так что подделок в его коллекции нет, — как, впрочем, и шедевров. В общем, во многом именно благодаря Дмитрию Пушкинский музей славен обширной, но средненькой коллекцией старого искусства.

Пётр Щукин, 1853-1912
Пётр Щукин, 1853-1912

Пётр отличался особенно эксцентричным вкусом. Его коллекцию трудно описать одной фразой. Вот у Дмитрия — старые мастера, а Сергея — современное европейское искусство, а у Петра? У Петра то, что представляет для него исследовательский интерес.

Пелена Елены Волошанки. Около 1498 года. Хранится в Историческом музее, как и большая часть собрания Петра Ивановича
Пелена Елены Волошанки. Около 1498 года. Хранится в Историческом музее, как и большая часть собрания Петра Ивановича

Он погружался в изучение персидских тканей, русской старины, иконописи, холодного оружия — и покупал лучшие образцы, собирая замысловатую коллекцию, которая имеет не столько художественную, сколько историческую ценность. В его залах на выставке разбегаются глаза, что-то хочется потрогать, что-то примерить, но больше всего хочется вызвать дух Петра Ивановича, который мог о любом предмете из своей коллекции прочесть вдохновенную лекцию.

Игнасио Сулоага, "Портрет Ивана Щукина", 1899. Живёт в Эрмитаже, представлен на выставке в ГМИИ
Игнасио Сулоага, "Портрет Ивана Щукина", 1899. Живёт в Эрмитаже, представлен на выставке в ГМИИ

Иван, в отличие от трудолюбивых и серьёзно настроенных что в коллекционировании, что в работе братьев, прожил жизнь типичного представителя золотой молодёжи. Может, дело в том, что он младшенький, а может, его погубил Париж, на который он променял купеческую Москву. В его гостиной можно было встретить Чехова, Немировича-Данченко, Родена, Дега, Ренуара...

Эдуард Мане, "Портрет Антонена Пруста", 1877-1880. Живёт в ГМИИ, сейчас висит в зале Ивана Щукина
Эдуард Мане, "Портрет Антонена Пруста", 1877-1880. Живёт в ГМИИ, сейчас висит в зале Ивана Щукина

Он писал статьи и читал лекции об искусстве, собирал коллекцию, транжирил отцовский капитал, а когда в карманах оказалось пусто, попытался распродать коллекцию, — и выяснил, что в ней почти нет оригиналов, зато полно подделок. Немного не дожив до сорока, Иван покончил с собой. Ему на выставке посвящён небольшой зал, погружённый в траурный полумрак.

Ксан Крон, портрет Сергея Щукина, 1916. Представлен на выставке в ГМИИ
Ксан Крон, портрет Сергея Щукина, 1916. Представлен на выставке в ГМИИ

А про Сергея вы наверняка знаете и без меня — он собирал современное парижское искусство, покупая у маршанов и самих художников то, что шокировало, потрясало, то, что было новаторским и революционным. В советские годы его коллекцию разделили: часть осталась в ГМИИ, часть отбыла в Эрмитаж.

Легендарный Гогеновский иконостас на выставке в ГМИИ
Легендарный Гогеновский иконостас на выставке в ГМИИ

На выставке "Щукин. Биография коллекции" воссоединились почти все, и это — невероятное зрелище. Коллекции братьев при всей их ценности отступают на задний план... Здесь становится понятно, что чувствовали посетители щукинского особняка, для которых Сергей Иванович лично водил экскурсии. К нему приходили Малевич, Шагал и другие художники, которым суждено было создавать искусство XX века. Искусство революционное, замешанное на будоражащей и переворачивающей сознание щукинской коллекции.

Моя подруга Маша фотографирует "Танец" Матисса, я фотографирую Машу
Моя подруга Маша фотографирует "Танец" Матисса, я фотографирую Машу

Выставка открыта до 15 сентября. Билеты покупайте заранее на сайте музея, иначе весь день простоите в очереди.

Это действительно биография коллекции, а точнее коллекций — кроме картин, скульптур и тканей, в каждом зале есть стенды с фотографиями, открытками, свидетельствами эпохи, а на стенах от руки (за это отдельное спасибо!) каллиграфическим почерком выведены цитаты из Мандельштама, Малевича, Бенуа, Тугенхольда, Бердяева, Бахрушина и других свидетелей и участников событий.

Цитаты на стенах написаны как в школьных тетрадях в косую линейку
Цитаты на стенах написаны как в школьных тетрадях в косую линейку

Выставка фантастически оформлена. Как сказала моя подруга Маша, это самая инстаграмная выставка в истории музея. Её хочется фотографировать, чем все и занимаются. Чего стоит "Гармония в красном" Матисса на красной стене!

Справа я, слева мама с дочкой эмоционально обсуждают Матисса, в центре Матисс, "Гармония в красном"
Справа я, слева мама с дочкой эмоционально обсуждают Матисса, в центре Матисс, "Гармония в красном"

А выступающие из тумана скульптуры Микеланджело между картинами Дерена и Руссо! Выставка виртуозно вписана в основную экспозицию, поэтому здесь получаешь намного больше, чем знакомство с бесценной коллекцией, — диалог между революционным искусством рубежа веков и античностью, которая его выкормила.

Здесь исчезает обычная разомкнутость (в Главном здании — старое искусство, в Галерее — новое), стирается набившая оскомину линейность истории, и искусство звучит космической симфонией, и благодаря Пикассо, по-новому смотришь на античного Дискобола.

Дискобол и кубистские натюрморты Пикассо
Дискобол и кубистские натюрморты Пикассо

Ложка дёгтя: традиционно ужасная навигация, но даже она не может испортить праздник.

В общем, вы поняли. Эта выставка — лучшее, что могло случиться с музеем, с Москвой и со мной. Бог с ней, с навигацией. Бегите в музей!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь!

Читайте также:

А если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!