Ювелирные эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и даже соперничали с ними по красоте. Украшения с эмалью и сейчас на волне моды!
Искусство ювелирной эмали (нанесение эмали на изделия из золота или серебра) насчитывает несколько веков, так что многие работающие в этой отрасли ювелиры – продолжатели древнейших традиций и носители особых секретов, которые передавались мастерами из поколения в поколение. Но, конечно, далеко не все – именно поэтому наряду с настоящими произведениями искусства высочайшего качества в ювелирных магазинах сегодня продаются украшения с эмалью, лишь отдаленно напоминающей традиционную. Просто дело в том, что техник ювелирной эмали множество – есть значительные отличия в процессе производства, и соответственно, в декоре и стоимости готовых украшений. Поэтому, прежде чем «терять голову» от ювелирных эмалевых красот, давайте познакомимся с ними поближе, узнаем об их истории и особенностях производства.
Исторические хроники эмали
Эмаль впервые появилась еще в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Древний Египет, Китай и Япония тоже славились своими художественными эмалями. А еще не менее знамениты грузинские и французские (лиможские) эмали. Свои традиции ювелирной эмали были и в Византии – их потом унаследовали мастера Древней Руси, где эмалью декорировались предметы роскоши и культового назначения – чаши, блюда, вазы и кубки, оклады икон и книг, головные уборы, костюмы, оружие, драгоценности.
Почему твердость и стойкость эмали вполне сопоставима с каменной? Потому что в состав ювелирной эмали всегда входит стекло с примесью той или иной окиси металла.
Сам термин «эмаль» (от французского email) получил широкое распространение в России только в конце XIX века. И вытеснил старый, принятый со времен Византии термин – «финифть» (от латинского fingitis: «твердый, блестящий камень».
Стекловидная масса плавится в специальной печи, затем наносится на изделие, и в процессе остывания образует на его поверхности гладкое тонкое покрытие. А вот то, как оно будет выглядеть в итоге, зависит от технологии, которую мастер применит в дальнейшем. Это может быть холодная техника (роспись эмалью без применения обжига) или горячая (с использованием огня).
Горячая эмаль, в свою очередь, сочетает в себе несколько основных способов обработки металла и самой эмали, что существенно расширяет декоративные возможности. Соответственно, изделия с применение горячей эмали обладают гораздо большей художественной ценностью, выше ценятся и дороже стоят.
О самой во всех смыслах этого слова филигранной и трудоемкой горячей ювелирной эмали я расскажу подробнее.
Горячая эмаль: когда художник и огонь – соавторы
Техники горячей эмали, применяемые с древности до наших дней, две: выемчатая эмаль (сhampleve – «шамплеве») и перегородчатая (сloisonne – «клуазон»). В этих техниках и сегодня успешно работают многие часовые бренды класса люкс (Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, Jaeger-LeCoultre и др.) и ювелирные марки (Chirineli, Namfleg).
В техническом плане оба вида горячего эмалевого рисунка невероятно сложны и требуют точной кропотливой работы, которая даже современными мастерами выполняется исключительно вручную!
При работе в технике выемчатой эмали на металле (золоте или серебре) сначала вырезается рисунок – миниатюрные ячейки, куда затем слой за слоем заливаются разные оттенки горячей эмали. Потом изделие запекается в печи.
Техника перегородчатой эмали еще сложнее, поскольку в его основе лежит сетка из золотой или серебряной нити, длина которой иногда превышает 100 метров, а толщина не больше волоска. В эту сетку заливаются отдельные разноцветные фрагменты эмали, которые создают целый рисунок. Саму нить после этого можно разглядеть разве только под лупой, поэтому рисунок клуазон получается более объемным, «живым» и детальным, чем шамплеве.
По своим свойствам горячая эмаль аналогична стеклу. Ее можно аккуратно чистить, полировать мягкой тканью, она очень стойка к различным химическим воздействиям. Именно поэтому считается, что эмаль предотвращает коррозию металла, на который она нанесена. Единственным слабым местом можно назвать склонность эмали к скалыванию. Но при бережном и аккуратном ношении украшений этого можно избежать.
Источник: «Я Покупаю»
«Я Покупаю.Красота» — канал об уходе за кожей и волосами для женщин разных возрастов, о тонкостях макияжа, бьюти-лайфхаках, косметических процедурах, бьюти-трендах и многом другом.
«Я Покупаю. Дети» ориентирован на современных родителей, которым интересны новые тренды в воспитании, оригинальные товары для детей, практичные советы от экспертов (психологов, поваров, врачей, педагогов и многих других).
На «Я Покупаю.Дом» вы найдете множество полезных лайфхаков по обустройству квартир, советы по интерьеру и другие интересные статьи!