B мировой культуре есть такое понятие — «японские штучки». Оно родилось за пределами страны в эпоху Мэйдзи (вторая половина XIX века) из желания иностранцев дать определение необычным предметом быта японцев. «Японские штучки» — это, по сути, пристрастный взгляд гайдзина на японскую архитектуру, искусство и дизайн. Для каждого номера KIMONO специалист по японскому стилю Татьяна Наумова находит новые «японские штучки» и рассказывает о них.
ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ
Сегодня я хочу отступить от сложившегося правила моей колонки представлять различные объекты в творчестве одного дизайнера. Речь пойдет об обратном — одном-единственном объекте, популярном в Японии настолько, что его версию стремятся создать многие. Я хочу рассказать о пространстве для чайной церемонии, или, по-японски, «тясицу».
Известно, что все, что связано с чайной церемонией, в Японии окружено ореолом особой значимости и почтения. Я согласна с теми, кто говорит, что чайная культура — это ключ к пониманию сердца японца. Ее главные принципы — «ва» (гармония), «кэй» (почтительность), «сэй» (чистота), «дзяку» (покой) — занимают главенствующее место в системе этических ценностей и в других аспектах жизни. Не удивительно, что традиционно пространство для чайной церемонии — чайный домик или комната — имеет определенный вид, базирующийся на строгих правилах, и считается квинтэссенцией японского стиля.
Исторически чайные комнаты располагались в уединенных местах, под соломенными крышами домиков своеобразной архитектуры, в окружении сада со спокойной, созерцательной атмосферой. Непритязательное убранство небольшой по размеру комнаты, где обязательно присутствовали татами, ниша-токонома с каллиграфическим свитком и углубление в полу для очага (летом оно закрывалось, а очаг «переезжал» на подставку, расположенную прямо на полу), помогало гостям церемонии отрешиться от бренной суетности мира и ощутить состояние умиротворения и гармонии.
Эталоном чайной комнаты в классическом смысле этого слова в Японии считается скромный чайный домик с «дзасики» (пространство для чайной церемонии) величиной всего в два татами под названием «Тайан», который находится на территории храма Мёкиан в пригороде Киото. Полагают, что к его созданию приложил руку основатель принципов чайной церемонии, великий мастер Сэн-но Рикю.
Можно было бы подумать, что при известном японском консерватизме и приверженности традициям у создателей современных чайных комнат нет и не может быть места свободе творчества. Однако это не так. По словам историка японского дизайна, профессора Хироси Касиваги, современные японские архитекторы больше всего на свете мечтают спроектировать дизайн комнаты или дома для чайной церемонии, предложив оригинальное или даже радикальное прочтение. Так рождаются чайные комнаты, выполненные с использованием таких неожиданных материалов, как стекло, картон и пластик. Вероятно, в этом проявляется знаменитый талант японцев обновляться — идти в ногу со временем, не изменяя традициям.
Glass Tea House — Kou-an, Токудзин Ёсиока, 2011
В своих творениях Токудзин Ёсиока умело использует такие неосязаемые элементы, как свет, звук и запах, создавая уникальные произведения, превосходящие границы формы. Чайный домик Glass Tea House — Kou-an впервые был представлен на экспозиции Glasstress 2011, сопутствующем мероприятии 54-й Венецианской биеннале. В 2015 году этот чайный дом был выставлен для широкой публики на территории храма Сёрэн-ин в Киото.
Paper Tea House, Сигэру Бан, 2008
Этот чайный домик из картона, созданный архитектором в Лондоне, стал частью благотворительного проекта японского искусства и дизайна с целью сбора средств для жителей региона Тохоку, пострадавших от землетрясения и цунами в 2011 году. Использование недорогих в производстве материалов и создание мобильных конструкций, пригодных для вторичной переработки, — этические и экологические принципы Сигэру Бан
Sankyo Tea Room, Сигэру Утида, 2002
Чайный дом из металлической сетки, созданный известным мэтром архитектуры и дизайна Сигэру Утида, по словам профессора Хироси Касиваги, является «ультрасовременным вариантом чайной комнаты, хорошо вписывающимся в различное окружение». Этот дом, название которого в дословном переводе означает «горная обитель», относится к целой серии чайных домиков, разработанных дизайнером.
Специально для KIMONO №15