Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Как отношения стали выставкой в музее?

Художник и куратор

В новом цикле "Визуальное искусство как отношения" художник и автор Проекции Анастасия Беспалова рассмотрит визуальное искусство как живой изменяющийся процесс, в котором есть постоянные участники, взаимодействующие друг с другом.

Они ведут между собой диалог на протяжении истории искусства. Рассмотрим эти отношения, которые развиваются и трансформируются по сей день. Сегодня — об активном участнике художественного процесса — кураторе.

Вы читаете пятый материал серии. Ссылку на первую часть "Почему фотографии и картины - это про отношения?"вы найдете в конце материала.

В прошлом материале мы выяснили, как фигура художника утратила свой авторитарный статус, а творческий жест стал жестом селекции. Давайте рассмотрим, как художник и куратор стали равноправными участниками диалога, который ведут со зрителем.

Кураторство как художественная профессия сформировалось не сразу. Часть его функций выполняли арт-менеджеры, критики, искусствоведы, арт-дилеры, хранители. История выставок и история кураторства не тождественны между собой — первая началась раньше, когда инициаторами выставок были в основном художественные группировки и самоорганизации.

Фигура «куратора-творца» (по выражению Брюса Альтшулера) возникла в конце 60-х. Именно тогда окончательно утвердилось значение контекста, в котором экспонируется произведение, а документация выставок стала необходимостью. Давайте познакомимся с Харальдом Зееманом, одним из первых кураторов, которые сделали свою практику художественным жестом.

Harald Szeemann, curator of Live In Your Head. When Attitudes Become Form: Works - Concepts - Processes - Situations - Information
Harald Szeemann, curator of Live In Your Head. When Attitudes Become Form: Works - Concepts - Processes - Situations - Information

Зееман пришел в современное искусство из театра и сравнивал организацию выставок с театральным действом. Он также отмечал, что такой переход — вызов понятию собственности, обладания. И действительно, куратор большую часть времени находится за кулисами, а не на сцене.

Однако круг его интересов и методов выходил далеко за пределы искусства. С одной стороны он выступал исследователем, кроме предметов искусства задействуя в работе научные изобретения, исторические документы и артефакты культуры. С другой, умело управлял вниманием публики, расширял аудиторию и формировал локальную художественную политику.

В 1969 г. в Бернском Кунстхалле, которое возглавлял Зееман, прошла выставка под названием
«Когда позиции становятся формой», ставшая знаковой не только для истории кураторства, но и для истории визуального искусства в целом. Она объединила постминималистов и концептуалистов. Перед художниками и зрителями встал вопрос: могут ли произведения визуального искусства оставаться нематериальными? Кунстхалле, у которой на тот момент не было собственной коллекции (что отделяло ее от статуса музея), превратилась в настоящую лабораторию, где художники изготавливали свои произведения.

“When Attitudes Become Form” at Kunsthalle Bern, 1969
Mario Merz, Robert Morris, Barry Flanagan and Bruce Nauman
“When Attitudes Become Form” at Kunsthalle Bern, 1969 Mario Merz, Robert Morris, Barry Flanagan and Bruce Nauman

В 1968 году Зееман ушел из Кустхалле из-за скандала, связанного с “Позициями”, и тем самым определил новый режим — независимое кураторство. Он основал «Агентство духовного гастарбайтерства», где являлся единственным сотрудником. Однако, как он отмечал, разорвать связь с институциями полностью оказалось невозможно.

Еще одним знаковым проектом Зеемана была
Документа V в 1972 году. Впервые он превратил Документу из «стодневного музея» в «стодневное событие», переведя разговор со стиля на позицию.

Chuck Close, John (1971/72), Documenta V, Kassel
Chuck Close, John (1971/72), Documenta V, Kassel

Зееман был одним из тех, кто сформировал принципы современного кураторства на своем опыте и переопределил функции экспозиции. По его словам, “выставка – это результат диалога, в котором куратор – в идеале – выступает в роли катализатора”. Диалога между искусством и публикой.

Но кто же он, куратор, который работает в наши дни? Давайте познакомимся с
Ларсом Виллюмейтом, куратором международного фотофестиваля FORMAT (Дерби, Англия), павильона CO-OP на Unseen, фотомесяца в Кракове; критиком и автором.

CO-OP, Unseen Amsterdam, 2017 © Maarten Nauw
CO-OP, Unseen Amsterdam, 2017 © Maarten Nauw

Ларс в первую очередь — социальный антрополог, что определяет его интерес к процессам, которые происходят в обществе и встроены в дискурс об искусстве. Его интересы включают фотографию, способы репрезентации и визуальную культуру в целом. В своих кураторских проектах и текстах он переосмысляет художественные практики и методы исследования, основанные на фотографическом изображении.

Будучи куратором
14-го месяца фотографии в Кракове, Ларс Виллюмейт размышляет о фотографии в связи с понятием кризиса — как кризисов фотографического и расформирования изображения, так и о роли фотографии в репрезентации мировых кризисов — экологического, гуманитарного, экономического. Обозначая некий решающий момент, он рассматривает его как точку отсчета в переосмыслении фотографического медиума как инструмента, так и системы изображений и изменения ее структуры.

Krakow Photomonth © Klara Källström and Thobias Fäldt / installation views: © & courtesy Thobias Fäldt
Krakow Photomonth © Klara Källström and Thobias Fäldt / installation views: © & courtesy Thobias Fäldt

Но кроме этого важной целью становится диалог с посетителями и побуждение их критически взаимодействовать с произведениями, а также отслеживать ежедневное соприкосновение с визуальной средой и ее влиянием на сознание, таким как пропаганда.

Krakow Photomonth © Yann Mingard / installation views: courtesy Krakow Photomonth
Krakow Photomonth © Yann Mingard / installation views: courtesy Krakow Photomonth

Выставка перестала быть просто документацией, но превратилась в самостоятельный медиум. Современный куратор не просто является проводником от художника к зрителю, но совершает личное критическое высказывание. Однако куратор это не «сверххудожник», который использует работы художников как реди-мейды в своих проектах, он скорее создает экосистему, в которой они рождаются и существуют.

Текст: Анастасия Беспалова

Читайте другие материалы серии:

Почему фотографии и картины - это про отношения?

Отношения картин со зрителем

Как фиктивная свадьба стала произведением искусства?

Почему художники так часто говорят про пространство?

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.