Художник и куратор
В новом цикле "Визуальное искусство как отношения" художник и автор Проекции Анастасия Беспалова рассмотрит визуальное искусство как живой изменяющийся процесс, в котором есть постоянные участники, взаимодействующие друг с другом.
Они ведут между собой диалог на протяжении истории искусства. Рассмотрим эти отношения, которые развиваются и трансформируются по сей день. Сегодня — об активном участнике художественного процесса — кураторе.
Вы читаете пятый материал серии. Ссылку на первую часть "Почему фотографии и картины - это про отношения?"вы найдете в конце материала.
В прошлом материале мы выяснили, как фигура художника утратила свой авторитарный статус, а творческий жест стал жестом селекции. Давайте рассмотрим, как художник и куратор стали равноправными участниками диалога, который ведут со зрителем.
Кураторство как художественная профессия сформировалось не сразу. Часть его функций выполняли арт-менеджеры, критики, искусствоведы, арт-дилеры, хранители. История выставок и история кураторства не тождественны между собой — первая началась раньше, когда инициаторами выставок были в основном художественные группировки и самоорганизации.
Фигура «куратора-творца» (по выражению Брюса Альтшулера) возникла в конце 60-х. Именно тогда окончательно утвердилось значение контекста, в котором экспонируется произведение, а документация выставок стала необходимостью. Давайте познакомимся с Харальдом Зееманом, одним из первых кураторов, которые сделали свою практику художественным жестом.
Зееман пришел в современное искусство из театра и сравнивал организацию выставок с театральным действом. Он также отмечал, что такой переход — вызов понятию собственности, обладания. И действительно, куратор большую часть времени находится за кулисами, а не на сцене.
Однако круг его интересов и методов выходил далеко за пределы искусства. С одной стороны он выступал исследователем, кроме предметов искусства задействуя в работе научные изобретения, исторические документы и артефакты культуры. С другой, умело управлял вниманием публики, расширял аудиторию и формировал локальную художественную политику.
В 1969 г. в Бернском Кунстхалле, которое возглавлял Зееман, прошла выставка под названием «Когда позиции становятся формой», ставшая знаковой не только для истории кураторства, но и для истории визуального искусства в целом. Она объединила постминималистов и концептуалистов. Перед художниками и зрителями встал вопрос: могут ли произведения визуального искусства оставаться нематериальными? Кунстхалле, у которой на тот момент не было собственной коллекции (что отделяло ее от статуса музея), превратилась в настоящую лабораторию, где художники изготавливали свои произведения.
В 1968 году Зееман ушел из Кустхалле из-за скандала, связанного с “Позициями”, и тем самым определил новый режим — независимое кураторство. Он основал «Агентство духовного гастарбайтерства», где являлся единственным сотрудником. Однако, как он отмечал, разорвать связь с институциями полностью оказалось невозможно.
Еще одним знаковым проектом Зеемана была Документа V в 1972 году. Впервые он превратил Документу из «стодневного музея» в «стодневное событие», переведя разговор со стиля на позицию.
Зееман был одним из тех, кто сформировал принципы современного кураторства на своем опыте и переопределил функции экспозиции. По его словам, “выставка – это результат диалога, в котором куратор – в идеале – выступает в роли катализатора”. Диалога между искусством и публикой.
Но кто же он, куратор, который работает в наши дни? Давайте познакомимся с Ларсом Виллюмейтом, куратором международного фотофестиваля FORMAT (Дерби, Англия), павильона CO-OP на Unseen, фотомесяца в Кракове; критиком и автором.
Ларс в первую очередь — социальный антрополог, что определяет его интерес к процессам, которые происходят в обществе и встроены в дискурс об искусстве. Его интересы включают фотографию, способы репрезентации и визуальную культуру в целом. В своих кураторских проектах и текстах он переосмысляет художественные практики и методы исследования, основанные на фотографическом изображении.
Будучи куратором 14-го месяца фотографии в Кракове, Ларс Виллюмейт размышляет о фотографии в связи с понятием кризиса — как кризисов фотографического и расформирования изображения, так и о роли фотографии в репрезентации мировых кризисов — экологического, гуманитарного, экономического. Обозначая некий решающий момент, он рассматривает его как точку отсчета в переосмыслении фотографического медиума как инструмента, так и системы изображений и изменения ее структуры.
Но кроме этого важной целью становится диалог с посетителями и побуждение их критически взаимодействовать с произведениями, а также отслеживать ежедневное соприкосновение с визуальной средой и ее влиянием на сознание, таким как пропаганда.
Выставка перестала быть просто документацией, но превратилась в самостоятельный медиум. Современный куратор не просто является проводником от художника к зрителю, но совершает личное критическое высказывание. Однако куратор это не «сверххудожник», который использует работы художников как реди-мейды в своих проектах, он скорее создает экосистему, в которой они рождаются и существуют.
Текст: Анастасия Беспалова
Читайте другие материалы серии:
Почему фотографии и картины - это про отношения?
Как фиктивная свадьба стала произведением искусства?
Почему художники так часто говорят про пространство?
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.