Речь пойдет о деле Сергея Киреева из Подмосковья. Гражданин оформил кредиты у восьми банков, а в апреле 2016-го, когда более не нашел возможности обслуживать долги, решил признать себя банкротом. На тот момент общий объем задолженности составлял свыше 4 млн. руб., платежи – 120 тысяч, а доходы Киреева снизились до 74-х. Кстати, работодателем гражданина являлся один из его восьми кредиторов – Сбербанк.
Однако списать задолженность банкроту так и не удалось. Суды трех инстанций отказали физ лицу в законном праве, назвав его действия по кредитованию неразумными. Во-первых, на протяжении нескольких лет гражданин наращивал долги, вопреки уровню своего дохода. А во-вторых, отказался от мирового соглашения, и, посчитав его условия невыгодными, предложил банкам свои. Последние финансовым учреждениям не понравились.
В суде Киреев объяснил, что наращивать объемы не входило в его планы, а те кредиты, что заинтересовали суд, были оформлены для реструктуризации уже имеющейся задолженности. Предложенное мировое соглашение, по словам гражданина, предполагало трудноисполнимые условия. Так, Сбербанк желал растянуть долги на 10 лет с ежемесячными платежами в 46 тыяч. В этом случае «на жизнь» семье оставалось бы всего 28,5 тысяч, против тех 30-ти, что суд установил Кирееву на время разбирательств. Жить на минимальные средства длительный период гражданин не был согласен и предложил свои условия с возможностью снизить проценты, простить комиссию и неустойку. Но такой вариант банк не устроил.
В итоге дело попало в Верховный Суд, который совершенно иначе истолковал поведение банкрота. ВС не увидел в поступках недобросовестности, назвал причиной сложившейся ситуации необъективную оценку своих финансовых возможностей и указал в определении, что это не может стать поводом к отказу в списании. В свою очередь Судебная коллегия по экономическим спорам согласилась с Киреевым, и признала его отказ от невыгодного мирового обоснованным.
Не остались без внимания ВС и аргументы банков о том, что при получении кредитов в анкете Киреев не указал об уже имеющихся долгах. По мнению высшей инстанции, банки – профессиональные участники рынка, а значит могут пользоваться современными механизмами проверки заемщика, например, бюро кредитных историй.
Остались вопросы? Задайте их нашим экспертам и получите бесплатную консультацию