Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Братство

Оглавление

(2019, Россия)

Александр Кузнецов (на постере слева), который пару лет назад блистательно сыграл Куницу в "Скифе", в шкуре советского солдата-срочника тоже весьма колоритен и правдоподобен.
Александр Кузнецов (на постере слева), который пару лет назад блистательно сыграл Куницу в "Скифе", в шкуре советского солдата-срочника тоже весьма колоритен и правдоподобен.

Ну кабздец-не-встать!
А шуму-то вокруг "Братства" разразилось столько, как будто режиссёр Павел Лунгин снял чуть ли не очередного антисоветского "Рэмбо 3" или, что ближе к теме, новый "Афганский излом" (1991).
Кстати, о последнем. Вот уж где и впрямь была ядрёная и концентрированная чернуха, пускай тогдашних зрителей и завлекал в кинотеатры актёр-любимец всея СССР Микеле Плачидо в роли... майора Советской армии Михаила Бандуры (озвучивал не говорящего по-русски итальянца Олег Янковский). Вся чернушная утроба кишками наружу: пьянство, разврат, насилие, разгильдяйство, мародерство, грабёж, кидалово, наркомания, торговля оружием, расстрелы мирных жителей, а также дедовщина и на десерт - казарменное опускание и суицид. Иными словами, если режиссёр Бортко вдруг не упомянул у себя в "Изломе" какой-то махровый негатив, это случилось лишь потому что Владимир Владимирович об этом не вспомнил, а вовсе не из-за того, что он пощадил чувства своего зрителя.

Юный моджахед поймал советского пилота, а батя пацану даже горсть конфет за это не отсыпал. "Дикий народ, дети гор"...
Юный моджахед поймал советского пилота, а батя пацану даже горсть конфет за это не отсыпал. "Дикий народ, дети гор"...

А что мы видим у Лунгина? Совершенно будничную армейскую рутину. Да, не глянцевую в стиле приснопамятной армейской передачи "В гостях у сказки" (жаргонное название в СА тележурнала "Служу Советскому Союзу"), но и без домыслов и перегибов. То есть перед нами не треш-угар отъявленных грешников в погонах, а жизнь в заграничной военной командировке нормальных людей со своими грешками. Людей, которые не животные, чтобы палить по мирным людям и унижать сослуживцев-первогодков. Но которые могут иногда спи*дить себе на дембель у аборигенов всё, что плохо лежит, развести их на "бабки", обобрать труп убитого врага, подраться сгоряча между собой и выказать другие слабости.

Что лично я не видел в Российской армии начала 90-х, о чём повествует "Братство"? Почти всё то же самое и видел. Вплоть до продажи оружия и боеприпасов налево "браткам", если на то пошло. При том, что служил я, заметьте, в Москве, где, казалось бы, порядок в войсках должен быть образцово-показательный, а не на периферии. Где, теоретически, всё то же самое должно было твориться в куда больших объемах и особо не таясь. А что тогда говорить про зоны боеых действий, где контроль над дисциплиной среди личного состава ещё меньше. Просто потому что в военное время казарменная уставщина становится неуместной и там подавно ни у кого нет желания её соблюдать.

Магнитофон импортный... один... Рядовой Мельник к дембелю готов!
Магнитофон импортный... один... Рядовой Мельник к дембелю готов!

На основе всего вышесказанного и строится вся здешняя сюжетная реальность. В ней есть сквозная линия: поиск и вызволение из плена сбитого моджахедами лётчика, который вдобавок является сыном генерала-лейтенанта Васильева, командира 108 мотострелковой дивизии. Той, что вскоре предстоит уходить из Афганистана по дороге через перевал Саланг, находящийся под контролем полевого командира моджахедов Хашима. И вот Васильев требует любой ценой вернуть его сына живым, вокруг чего разгоняется здешняя движуха. А её "ротором" служит подразделение войсковой разведки, за чьими героями мы и следим большую часть экранного времени. А чуть меньшую - за двумя резидентами КГБ, что тоже участвуют в этой игре, но уже на другом уровне, хотя под пули подставляются по-честному, наряду со всеми.

Впрочем, критикуют "Братство" вовсе не за его историю, а за те детали армейской службы и быта, про которые сказано выше. И которые в действительности ни на йоту не принижают героизм наших героев. Как раз напротив, их грешки делают их абсолютно живыми и "непричесанными" людьми, а не фанерно-пафосными "оловянными солдатиками".

Боевые сцены в фильме сняты без эффектного размаха и кровищи, но очень даже напряженно и лишены всякого голливудского выкаблучивания.
Боевые сцены в фильме сняты без эффектного размаха и кровищи, но очень даже напряженно и лишены всякого голливудского выкаблучивания.

***

В общем, правильное кино, в котором уровень морального разложения наших "афганцев" не выходит за рамки предельно допустимой концентрации. Что может ужаснуть разве что какого-нибудь идеалиста, всерьез уверенного, будто в армии всё всегда делается по уставу и никаких гвоздей.
Нет, не всё и далеко не всегда. Потому что в армии служат не роботы с восторженно-патриотическим блеском в глазах, а люди. И отличается она от поэтических представлений о ней ровно настолько, насколько военный парад на Красной площади отличается от реальных боевых действий. Ну а всю якобы "чернуху", которой Лунгин тут многих разгневал, я сам воочию наблюдал четверть века назад в виде долгого реалити-сериала и в полном 3D. Поэтому за что лично я должен обижаться на Павла Семеновича, не шокировавшего меня абсолютно ничем, мне решительно непонятно.

Трейлер фильма: