Автор статьи Ирина Прокофьева
Небольшой чек-лист для тех, кто ходит или собирается ходить на собеседования.
HR (он же рекрутер, он же менеджер по подбору персонала, он же персональщик, он же подборщик) – это такой человек в компании, который призван быстро закрывать бреши в общем боевом строю сотрудников, отыскивая и нанимая необходимых людей. Делать это он должен максимально быстро и эффективно.
Итак, первое и самое важное:
HR-ы тоже люди. Со своим настроением, опытом, образованием, уровнем эмпатии и желаниями. Они тоже ошибаются и бывают неправы. И среди них тоже есть непрофессионалы.
А еще у них есть не всегда адекватный запрос от заказчика – работодателя и лежит ответственность за скорейшее закрытие вакансии.
И задача у HR- а по сути одна: найти адекватного работника, который понравится заказчику и который впишется в коллектив и будет работать долго и счастливо (пока пенсия не разлучит вас).
Подбор персонала – это не только время. Это еще и деньги. Бесконечная смена состава вообще очень невыгодная для компании вещь и бьет по финансам сильно. Ни один работодатель не хочет спускать в бездонную прорву затыкания персоналовых дыр весь свой бюджет.
Поэтому HR зело пристрастен, пытается разглядеть вас под микроскопом, просчитать все риски и желает знать все, что может невзначай привести к вашему скорейшему уходу из замечательной компании X.
Вот несколько правил для комфортного и успешного прохождения собеседований:
1. Приходите на собеседования вовремя. Если произошли некие обстоятельства непреодолимой силы (цунами, наводнения, смерть двоюродной тетушки, внезапная свадьба) - просто предупредите о своем опоздании или невозможности прийти именно в этот день. Вас запомнят, как обязательного, ответственного и вежливого, и приглашение на другой день сделают. (в противном случае проклянут, предадут анафеме и занесут в черный список).
2. Приходите красивым. В смысле - в чистой, выглаженной одежде, с соблюдением дресс-кода, даже если на этом не акцентируется внимание. Вас все равно будут оценивать по одежке. Если вы готовились к собеседованию, то это плюс и, значит, и на работу будете ходить таким же красивым и опрятным. Про творческие профессии не говорим, но и там, если ваша одежда, эммм… рваная, то она должно вписываться в общий облик. Или быть, простите, высокохудожественной рванью, скажем, в стиле клошар де люкс.
3. Возьмите с собой документ удостоверяющий личность и резюме. Во-первых, паспорт может понадобиться и для прохода на территорию, и для заполнения анкеты, коль до нее дойдет дело. А еще, если резюме будет при вас, вам будет проще вспомнить, о чем вы там писали (вдруг вы забыли, где учились и когда уволились из организации Y?)
4. Отвечайте четко на поставленный вопрос, не растекайтесь мыслью по древу, будьте энергичны, уверены в себе и вежливы. Любая должность сейчас требует умения продавать. И навык самопродажи будет оцениваться также пристрастно, как и ваши профессиональные компетенции. Ведь если себя вы продать не можете, то как же вы продадите продукт компании или свою идею?
Стесняться, мямлить, опускать голову в пол точно не надо. Хотя…. Если вы гениальный программист, то вам все сойдет с рук. Впрочем, если вы именно такой программист, то вряд ли вам вообще нужно искать работу)
5. Будьте естественны, спокойны и доброжелательны, помните, что ваша мимика, жесты и манера говорить также будут отмечаться (сериал «Обмани меня» вам в помощь).
6. Не ругайте своего прошлого работодателя, даже если он был плох и у вас была конфликтная ситуация. Расскажите, почему вы ушли в максимально нейтральных тонах. О ситуации на вашей прошлой работы HR не сможет судить объективно. Зато сможет предположить, что вы неуживчивый, скандальный человек.
7. Не рассказывайте о личных неприятностях и болезнях. Никто не захочет брать на работу человека, который будет норовить списать свои неуспехи на болезни близких родственников, а то и вовсе сбегать с работы пораньше или отпрашиваться.
8. Реагируйте спокойно на странные вопросы типа: «О чем вы думаете, когда завязываете шнурки?»
Это всего лишь вопрос, на который вы легко можете ответить, а HR посмотрит на адекватность вашей реакции.
9. Будьте готовы к профессиональным тестам и не завышайте свои возможности. Это легко проверяется. Впрочем, и принижать их тоже вредно.
10. Помните, собеседование – это не вся жизнь, а при должном отношении и вовсе увлекательное мероприятие, на котором вы сможете понять, а хотите ли вы работать в компании, где стресс-интервью соседствует с полиграфом, а вашу компетентность, подтвержденную десятилетним стажем, проверяют тестовыми заданиями целый день.
11. Ну и да. Ходите на собеседование чаще и страха перед ним и HR-ом вообще не будет.
Ведь HR - не маг, не волшебник и не всесильный провидец. Он просто делает свою работу. Также как и вы.