Несмотря на то, что Евразийский экономический союз существует уже почти пять лет, многие его инициативы еще только предстоит реализовать. Так, например, в процессе создания находятся единые рынки нефти и газа, финансов и электроэнергетики. Весной 2019 года страны ЕАЭС устранили последнее препятствие на пути создания общего электроэнергетического рынка союза, однако окончательные сроки начала его функционирования пока окончательно не ясны.
Последнее разногласие
По информации пресс-службы ЕЭК, на совещании, в котором участвовали министры энергетики России Александр Новак, его белорусский коллега Виктор Каранкевич, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Эмиль Кайкиев, а также руководители уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС, удалось разрешить последнее разногласие, препятствовавшее формированию общего энергорынка. Связано оно с разделением на национальных (внутригосударственных) энергорынках конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности – объединения в рамках одной компании генерации электроэнергии и ее транспортировки по электрическим сетям.
Такое объединение создает неравные условия для конкуренции, поскольку компания, одновременно владеющая генерацией и линиями электропередач, заведомо оказывается в более привилегированном положении, чем генерирующие или сетевые компании.
В России разделение генерации и передачи электроэнергии уже завершено, а вот в Беларуси такие предприятия сохранились. В итоге данные компании к торговле на общем рынке электроэнергии решено не допускать. Впрочем, для самой Беларуси вопрос экспорта электричества пока не столь актуален, так как вплоть до запуска строящейся АЭС в Островце она останется энергодефицитной.
Дорога к общему энергорынку
Устранение этого разногласия, как утверждают в ЕЭК, снимает последнее препятствие на пути формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Договор по его созданию был подписан в мае этого года на очередном саммите глав государств союза. Заключение этого соглашения предусмотрено базовым документом союза – Договором о создании ЕАЭС от 29 мая 2014 г. 81-ая статья договора говорит о поэтапном формировании общего электроэнергетического рынка объединения на основе параллельно работающих энергетических систем, которое должно быть оформлено отдельным соглашением. А 104-ая статья договора о ЕАЭС устанавливает, что в силу этот договор должен вступить не позднее 1 июля 2019 г.
В ходе подготовки соглашения Высший экономический совет ЕАЭС в мае 2015 г. утвердил концепцию создания общего энергорынка, а в декабре 2016 г. – программу его формирования. В соответствии с ней регулироваться энергорынок ЕЭАС должен договором и сводом правил, определяющих технические и экономические параметры его функционирования.
В октябре 2018 г. глава Департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец в ходе Белорусского энергетического и экологического форума сообщил, что странам ЕАЭС удалось снять часть разногласий и, в частности, согласовать стоимость передачи электричества по российским сетям.
При этом потребность в создании общего рынка он оценил как крайне высокую: объемы взаимной торговли электричеством постоянно растут, увеличившись в 2017 г. на 28%, а в 2016 г. – на 24%.
Подводные камни
Согласование договора продвигалось непросто, поскольку у российских энергетических компаний выгоды от участия в нем вызывают сомнения. В августе прошлого года в деловых СМИ появилась информация о том, что Минэнерго и крупные российские энергокомпании считают запуск общего энергорынка ЕАЭС в 2019 г. преждевременным. Дело в том, что все страны ЕАЭС, кроме Беларуси, сегодня являются избыточными по генерации. А после запуска АЭС к их числу присоединится и Беларусь.
В результате государства союза смогут использовать механизмы общего рынка для сбыта в Россию излишков своей генерации, что приведет к снижению выручки российских энергокомпаний, а также сокращению объемов потребления ими газа и угля.
Оценки экспертов по поводу перспектив создания общего энергорынка ЕАЭС неоднозначны. Часть из них считает опасения российских энергетиков вполне реальными, другая же настаивает на том, что каких-то особо катастрофических последствий запуск общего рынка иметь не будет. В пользу первой точки зрения говорят более низкие тарифы на электричество в странах ЕАЭС. По некоторым оценкам, снижение цен в результате появления на рынке дешевой электроэнергии может привести к тому, что ряд российских ТЭЦ окажутся на грани рентабельности. В то же время Россия и Казахстан располагают большими запасами природного газа, благодаря которому стоимость выработки электричества на ТЭЦ будет ниже.
Не исключено, что в итоге страны ЕАЭС остановятся на предложении российских энергокомпаний, которое предусматривает поэтапное наращивание поставок электричества на общий рынок. А его запуск в соответствии с предложениями Беларуси может быть синхронизирован с созданием общего рынка газа, что позволит уравнять стоимость топлива для ТЭЦ и создать им равные конкурентные условия.