Еще один значимый сериал 1970-х - это "Открытая книга" В. Титова по книге Каверина. Я помню, как ждали мы новые серии, когда его показали впервые. А что же сейчас? Каким видит его зритель XXI века?
В написании сценария принимал участие В. Каверин, так что сюжет книги перенесен на экран более-менее точно. Зритель проживает вместе с микробиологом Татьяной Власенковой почти 30 лет: с 1917 года, когда она была посудомойкой в трактире, и до середины 1940-х, когда Татьяна не только открыла крустозин, один из вариантов пенициллина, но и организовала его производство. От девочки, верящей в карточное гадание, до ученого - вот путь, пройденный Власенковой. Путь был трудным: тут и безответная любовь к Дмитрию Лебедеву, и клевета, и незаслуженные упреки, и интриги руководителя, В.С. Крамова. Тем не менее, сериал оставляет светлое впечатление, потому что мы видим увлеченного человека, который горит, который живет своей работой.
В ролях - воистинну звездный состав: Г. Тараторкин, Ю. Богатырев, Е. Соловей, О. Табаков, И. Саввина, О. Янковский, В. Басов, Н. Ургант. И большинство актеров сыграло отлично. Им удалось не просто сделать своих персонажей живыми людьми, но показать их в развитии. Вот Глафира, героиня Е. Соловей. Кажется, что это законченная эгоистка, но и она способна осознать неблаговидность своих поступков. Отец Татьяны, фанфарон, пьяница и лжец (В. Басов), смог начать жизнь заново, он стал нежнейшим отцом и дедом и вполне приличным человеком. За что люблю советское кино, так это за то, что оно дает людям надежду и говорит: "Еще не все потеряно".
Очень хорош образ смерти, пробирает до глубины души.
Я не приняла Ию Саввину как Татьяну Власенкову в зрелости. Уж очень непохожа она на Наталью Дикареву. Все другое: лицо, голос, манера поведения и пр. Это два разных человека. Один - с иконописным лицом и бездонными глазами. Другой - с заурядной физиономией и противным голосом. Не могу понять, почему хотя бы озвучить эти два персонажа не могла одна актриса, раз все равно Дикареву дублировала Т. Чигинская.
Не поняла я и почему Татьяну и Андрея играли 2 актера (в юности и в зрелости), а Дмитрия и Глафиру - один и тот же человек. Помилуйте, какой из 30-летнего Тараторкина гимназист? Да и Соловей в роли гимназистки смотрится уж очень двусмысленно.
Большой прокол - фотография актрисы Кречетовой, которую любил П. П. Львов. Подразумевается, что она сделана примерно в 1870-1890-х годах. Но на снимке - все приметы 1970-х. Вполне узнаваем популярный тогда акцент на губы, модная меховая шапка и яркий маникюр. Господа, ну нельзя же так.
Мне сериал показался затянутым. Если "Два капитана" практически совершенен, каждый эпизод, каждый кадр там на своем месте, то "Открытую книгу" можно без особого ущерба сократить в полтора раза. Это касается как многочисленных эпизодов, когда ничего не происходит и нам показывают поля, луга, реки и цветы, так и рассказа об интригах в мире микробиологов. Первые 5 серий хороши, остальные менее драматичны и интересны, тем более, что как такового финала нет. Сериал заканчивается тем, что муж Власенковой возвращается из заключения домой. Честно говоря, я бы поменяла местами эпизоды, сделав финалом успешное производство крустозина и показав, сколько раненых спас этот препарат в годы Великой Отечественной войны.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4882/titr/