Найти тему

"Открытая книга" (1977).

Еще один значимый сериал 1970-х - это "Открытая книга" В. Титова по книге Каверина. Я помню, как ждали мы новые серии, когда его показали впервые. А что же сейчас? Каким видит его зритель XXI века?

В написании сценария принимал участие В. Каверин, так что сюжет книги перенесен на экран более-менее точно. Зритель проживает вместе с микробиологом Татьяной Власенковой почти 30 лет: с 1917 года, когда она была посудомойкой в трактире, и до середины 1940-х, когда Татьяна не только открыла крустозин, один из вариантов пенициллина, но и организовала его производство. От девочки, верящей в карточное гадание, до ученого - вот путь, пройденный Власенковой. Путь был трудным: тут и безответная любовь к Дмитрию Лебедеву, и клевета, и незаслуженные упреки, и интриги руководителя, В.С. Крамова. Тем не менее, сериал оставляет светлое впечатление, потому что мы видим увлеченного человека, который горит, который живет своей работой.

Таня в юности (Н. Дикарева).
Таня в юности (Н. Дикарева).

В ролях - воистинну звездный состав: Г. Тараторкин, Ю. Богатырев, Е. Соловей, О. Табаков, И. Саввина, О. Янковский, В. Басов, Н. Ургант. И большинство актеров сыграло отлично. Им удалось не просто сделать своих персонажей живыми людьми, но показать их в развитии. Вот Глафира, героиня Е. Соловей. Кажется, что это законченная эгоистка, но и она способна осознать неблаговидность своих поступков. Отец Татьяны, фанфарон, пьяница и лжец (В. Басов), смог начать жизнь заново, он стал нежнейшим отцом и дедом и вполне приличным человеком. За что люблю советское кино, так это за то, что оно дает людям надежду и говорит: "Еще не все потеряно".

А. Львов (Ю. Богатырев)
А. Львов (Ю. Богатырев)

Очень хорош образ смерти, пробирает до глубины души.

Смерть (З. Дорогова).
Смерть (З. Дорогова).

Я не приняла Ию Саввину как Татьяну Власенкову в зрелости. Уж очень непохожа она на Наталью Дикареву. Все другое: лицо, голос, манера поведения и пр. Это два разных человека. Один - с иконописным лицом и бездонными глазами. Другой - с заурядной физиономией и противным голосом. Не могу понять, почему хотя бы озвучить эти два персонажа не могла одна актриса, раз все равно Дикареву дублировала Т. Чигинская.

Татьяна в зрелости (И. Саввина).
Татьяна в зрелости (И. Саввина).

Не поняла я и почему Татьяну и Андрея играли 2 актера (в юности и в зрелости), а Дмитрия и Глафиру - один и тот же человек. Помилуйте, какой из 30-летнего Тараторкина гимназист? Да и Соловей в роли гимназистки смотрится уж очень двусмысленно.

Д. Львов (Г. Тараторкин).
Д. Львов (Г. Тараторкин).

Большой прокол - фотография актрисы Кречетовой, которую любил П. П. Львов. Подразумевается, что она сделана примерно в 1870-1890-х годах. Но на снимке - все приметы 1970-х. Вполне узнаваем популярный тогда акцент на губы, модная меховая шапка и яркий маникюр. Господа, ну нельзя же так.

-7

Мне сериал показался затянутым. Если "Два капитана" практически совершенен, каждый эпизод, каждый кадр там на своем месте, то "Открытую книгу" можно без особого ущерба сократить в полтора раза. Это касается как многочисленных эпизодов, когда ничего не происходит и нам показывают поля, луга, реки и цветы, так и рассказа об интригах в мире микробиологов. Первые 5 серий хороши, остальные менее драматичны и интересны, тем более, что как такового финала нет. Сериал заканчивается тем, что муж Власенковой возвращается из заключения домой. Честно говоря, я бы поменяла местами эпизоды, сделав финалом успешное производство крустозина и показав, сколько раненых спас этот препарат в годы Великой Отечественной войны.

Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4882/titr/