1,2K подписчиков

Тот самый греческий орнамент

3,2K прочитали

Одним из достижений Античности в искусстве стал орнамент. Древнегреческий орнамент известен по археологическим находкам, иллюстрациям в энциклопедиях и книгах с мифами, по стилизованным под старину сувенирам и фильмам. Этот орнамент отличается явно выделенным ритмом: равные геометрические элементы чередуются между собой, создавая тем самым своеобразную музыку и визуальную метафору.

Меандр – самый известный древнегреческий орнамент. Существует множество видов меандра, но все они состоят из прямых углов, складывающихся в единый рисунок.

Схематическое изображение разных видов меандра // ru.wikipedia.org
Схематическое изображение разных видов меандра // ru.wikipedia.org

Название меандра происходит от одноименной реки в Эгейском регионе западной части Малой Азии. Сейчас она называется Большой Мендерес. Упоминания о ней встречаются в «Илиаде» Гомера:

«Город Милет занимали они и лесистую гору // Фтирос, теченья Меандра, высокие главы Микалы».

Эта река имела важное стратегическое значение и отличалась сильной извилистостью. Орнамент был назван так из-за визуального сходства с рекой. Меандр часто встречается на монетах греческих колоний, которые проживали в бассейне именно этой реки (Приена, Магнисия, Антиохия, Апамея и прочие).

Кносские монеты V-IV веков до н. э // www.coins.msk.ru
Кносские монеты V-IV веков до н. э // www.coins.msk.ru

По другой версии, извилистый и беспрерывный узор меандра воспринимался в Древней Греции не только как визуальный образ водной стихии. Узор меандра - метафора течения человеческого бытия, где прямые углы символизировали правильный образ жизни, добродетель. Исследователи предполагают, что впервые меандр появился в ткацком искусстве. В Древней Греции им украшали подол одежды - считалось, что подобный узор на одеянии подчеркивал праведность хозяина.

Меандр на одежде. Статуя Phrasikleia Kore, Аттика, 500-ые г. до н.э. // wikipedia.org
Меандр на одежде. Статуя Phrasikleia Kore, Аттика, 500-ые г. до н.э. // wikipedia.org

Впрочем, меандр встречается далеко не только в одеждах древних греков. Орнамент этот является неотъемлемым атрибутом этрусских ваз, фасадов и фризов архитектурных сооружений, а также украшений.

Амфора, Аттика, 725-700 г. до н.э. // wikipedia.org
Амфора, Аттика, 725-700 г. до н.э. // wikipedia.org

(Этруски - народ, проживавший на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э.)

Один из самых известных видов меандра – алагрек. Уже в самом названии отражено греческое происхождение орнамента, однако выясняется, что меандр появился гораздо раньше.

Один из немногих исследователей истории орнамента, A.R. Hein, в своей книге «Mäander…ein Beitrag zur allgemeinen Ornamentgeschichte» выдвигает удивительную теорию. Автор утверждает, что этот орнамент возник в нескольких частях света одновременно. По его мнению, каждый народ обладает потребностью выразить себя – именно поэтому элементы примитивного орнамента, состоящего из прямых углов, завитков, точек, встречаются в технике почти каждого государства.

Хайн отмечает, что и у греков, и у предшествующих авторов меандра этот орнамент является не «математическим узором», а осознанной абстракцией.

Помимо того, что в разных частях света независимо друг от друга возникает идентичный рисунок, символическое значение этого орнамента в разных частях света тоже совпадает. В качестве доказательства Хайн приводит примеры использования орнамента у разных народов. Например, у мексиканцев меандр встречается в календаре и обозначает месяц дождей, а меандрические узоры украшают защищающую от разлива воды дамбу. В Китае и Японии меандр тоже оказывается связан с водой. В азиатской традиции меандр называют lei-wei – узор грозы. Орнамент в этом случае означает благодетель провидения, подарившего народу дождь и, как следствие, богатый урожай.

Изображение месяца дождей в мексиканском календаре // A.R. Hein
Изображение месяца дождей в мексиканском календаре // A.R. Hein

Меандр в такой роли встречается также в находках на территории Французской Гвинеи, Венесуэлы, Бразилии, Африки и многих других мест. Это парадоксальное свойство Хайн объясняет «законом причинности».

Орнамент на китайской вазе (слева) и на бразильской ткани (справа) // A.R. Hein
Орнамент на китайской вазе (слева) и на бразильской ткани (справа) // A.R. Hein

Меандр получил распространение за пространственно-временными пределами Древнего мира. Этот орнамент дошёл и до русского зодчества. Кирпичный декор в русской архитектуре XI века в виде меандра - пример переосмысления античной европейской цивилизации русскими и византийскими зодчими и отражение влияния «руки софийских мастеров».

На популярность данного орнамента среди русских зодчих указывают также фрагменты разрушенного Успенского собора Киево-Печерского монастыря и Софийский собор в Киеве.

Схемы поясов меандра в древнерусских храмах // Д.Д. Ёлшин
Схемы поясов меандра в древнерусских храмах // Д.Д. Ёлшин

Подтверждает теорию Хайна и то, что некоторые археологические находки в Закавказье не вписываются в общую логику путешествий и преобразований античного орнамента. К примеру, меандр украшает фриз базилики Санагире в Кахетии и Пицундского собора. Исследователи относят эти памятники ко второй половине X века, в то время как византийский и русский меандр мы встречаем лишь на постройках XI века.

ЧЧто происходило с меандром позже?

Можно утверждать, что прежнее символическое значение этого орнамента с каждым веком нивелировалось. Меандр возвращается в жизнь человека лишь в эпоху классицизма, для которого характерно стремление к продолжению античных традиций. Именно поэтому в эпоху классицизма меандр воспринимается лишь как сугубо греческий, античный атрибут.

На рубеже XVIII и XIX веков меандр из архитектуры переходит в моду. Для так называемой «ампирной моды» были характерны “античные”, легкие силуэты без корсетов и псевдоантичные украшения. На многих эскизах того времени мы обнаруживаем греческий орнамент. Им стали вновь украшать подолы платьев и ювелирные изделия.

Ампирная мода. Катерина Талейран, начало XIX века П.П. Прюдон // fotki.yandex.ru
Ампирная мода. Катерина Талейран, начало XIX века П.П. Прюдон // fotki.yandex.ru

Два века спустя в мире моды происходит еще один переворот. В 1978 Джанни Версаче вместе с братом основывает одноименный модный дом.Логотипом бренда становится изображение головы Медузы Ронданини – копия горгоны, украшавшей щит статуи Афины Парфенос, заключенной в уже знакомый нам меандрический орнамент.

«Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии. Она – синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Дж. Версаче
Логотип Versace // shutterstock.com
Логотип Versace // shutterstock.com

Модельеры Версаче нередко оперируют греческими мотивами в своих показах: осенняя коллекция ready-to-wear 2015 была полностью основана на меандрическом узоре.

В повседневной жизни современного человека господствует Визуальное. Оглянитесь по сторонам – вы обязательно обнаружите где-нибудь поблизости греческий орнамент. Впрочем, вряд ли он будет нести в себе тот смысл, о котором нам рассказывают экскурсоводы в музеях и немецкие историки на страницах старых книг.

1 из 2
1 из 2

Мы заставляем визуальные продукты прошлого и настоящего «работать на нас». Ими пользуются не только известные кутюрье, но и популярные музыканты и клипмейкеры.

Еле заметный меандрический узор на короне Билли Айлиш в клипе You should see me in a crown тоже «работает» на общий смысл. Песня Билли — своего рода инфернальное продолжение традиции «Памятника» Горация. Героиня утверждает, что она будет править миром и заставит других замолчать под воздействием своего голоса и, возможно, творчества. Корона на её голове включает в себя квинтэссенцию различных графических символов. Греческие, католические и монархические символы подчеркивают всеобъемлющий характер власти Билли над миром.

Билли Айлиш. Клип You Should See Me in a Crown // youtube.com
Билли Айлиш. Клип You Should See Me in a Crown // youtube.com

Те преобразования, которые происходят сейчас с древнейшим визуальным символом, полностью вписываются в постмодернистскую философскую концепцию.

«Означающее» отделилось от «означаемого», а ценности девальвировались. Меандр больше не ассоциируется ни с водой, как главной составляющей жизни, ни с её течением. Меандр сейчас – скорее понятная всем культурная отсылка, незамысловатая условность, которая лишь намекает на связь с античностью, которую каждый вправе использовать под свои визуальные нужды