Как проходила встреча с Александром Солженицыным в Иркутске в 1994 году. О чём толковал "пророк"? Начало рассказа об этом здесь и здесь и здесь
Александр Исаевич, в коем, вроде, обитали два полярных духа, опять обрел согласие с публикой, когда заговорил о том, что деется ныне в России:
«…Я приехал в Россию с ясной картиной об этой реформе, и с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил на Родине, никто не сдвинул меня с первоначальной оценки. Горбачев семь лет хитрил и никакой перестройки не осуществлял. Правда, он дал гласность, но не только для свободы слова, но для свободы похабства, для свободы оружия, для свободы разврата. Горбачев 60 миллиардов долларов взял в долг для нашего государства. Видела страна эти 60 миллиардов?! Куда они девались?.. Он учетверил долг нашей страны. Мы ничего не видели, а сейчас надо платить. А что можно сказать о гайдаровской реформе?.. Вместо реформ мы получили внезапное освобождение цен, которое ничего не могло дать и не дало при монопольной среде, а превратилось в прямой грабеж народа. То же самое можно сказать о приватизации, которую люди правильно назвали прихватизацией. Мне кажется, всю ее надо пропустить через прокуратуру и следствие.
При правительстве, насколько мне известно, образовались какие-то комиссионеры по приватизации, которые дают рекомендации, как кому и по какой цене продавать государственное имущество. Эти подкупленные чиновники все решают по своему усмотрению. Дескать, мы рекомендуем эту вещь продать и по дешевке такому-то вот. Вы понимаете, тут два раза деньги были даны: сначала им, потом дальше. И эта система продажности, безусловно, идет высоко — она не может не доходить до некоторых министров — не может, потому что слишком подкуплен чиновный аппарат. По дешевке распродают наше государственное имущество. Оно даже и государству не приносит добра. Государство должно было от этой приватизации обогатиться, получить большие суммы и двинуть их на расходы. Ничего этого нет.
Пользуясь создавшейся ситуацией, темные дельцы, которые грабят наше народное достояние, наши недра увозят за границу от 12 до 20 миллиардов долларов. Каждый год! А в это время наше правительство стоит на коленях перед Международным валютным фондом и выпрашивает полуторамиллионный кредит.
Мы третий год слышим разговоры о борьбе с преступностью. Об этом говорило Правительство, об этом говорила президентская команда, об этом говорила оппозиция. И никто с преступностью не боролся до сих пор.
Гайдар разрушил экономику России, а теперь создает новую великую партию. Горбачев разрушил ту систему, которая была. Даже когда мы сидели в лагерях, как антикоммунисты, мы в своих планах так мыслили: ни в коем случае нельзя сразу разрушать эту систему, как бы она ни была жестока, как бы она ни была нелепа. Надо медленно-медленно оживлять снизу: мелкое товарное производство, частное, мелкий бизнес, маленькие земельные участки и возможность держать скот… Так бы и оживала новая рыночная система. Только снизу вверх, а не сверху вниз.
У нас сегодня много говорят о гражданском согласии. Гражданское согласие и национальное примирение наступят тогда, когда палачи раскаются перед жертвами, когда угнетатели раскаются перед угнетаемыми. А пока... наши дети видят: кто был негодяем, тот прекрасно живет, кто сегодня ворует, тот прекрасно живет. А мой батька честно трудится и ничего у нас дома нет. Значит, и я буду негодяем, я буду воровать и прекрасно жить.
Говорят, у нас демократия. У нас даже ее подобия нет. Демократия подразумевает реальную власть народа, когда он сам распоряжается своей судьбой. Демократия нуждается в хозяйственно независимом гражданине. У нас этого нет.
У нас сложилась олигархия, то есть власть определенной замкнутой группы людей, которая состоит из бывшей номенклатуры, перекрасившейся в демократов и перешедшей на новые посты, из коммерсантов, сколотивших капитал благодаря темным делишкам, и из прямо преступного мира, который рвется к власти».
Потом Солженицын с горечью сказал о том, что Беловежское соглашение и распад Советского Союза — суть распад Великой России. Потеряны исконные русские земли.
«Двадцать пять миллионов русских оказались за границей. Там веками жили их предки. А теперь заграница. Я как-то сказал американцам: у вас бы один штат выделился, вы бы мигом послали туда войска, и кровью бы залили, задавили бы этих суверенщиков…»
Продолжение следует
Tags: ОчеркProject: MolokoAuthor: Байбородин А.
Книга "Мы всё ещё русские" здесь