Найти в Дзене

Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Часть 3. Подвиг шахтёров.

После того как пожар в 4 реакторе был потушен, назрела новая проблема. От большой температуры основная бетонная подушка под реактором могла расплавится. Если бы это случилось ядерное топливо попало бы в грунтовые воды, от туда в Днепр. Большое количество питьевой воды было бы не пригодно для использования. Вероятность такого исхода составляла 40-50%, для этого из Тульской области, а позднее и из Донецка привезли работяг шахтёров. Шахтеры на ЧАЭС участвовали в сооружении "подушки" (железобетонный монолит 30x30x2,5 м, предназначенный для задержки раскаленного топлива в случае его движения вниз при разрушении строительных конструкций реактора). Разрушение могло произойти из-за сочетания высокотемпературных воздействий содержимого реактора и давления сброшенных с вертолетов около 5000 тонн материалов. Внутри плиты размещались трубы для охлаждения пространства под реактором и необходимая аппаратура контроля. Проходка штольни была поручена шахтопроходчикам из Донбасса и Тулы - пре

После того как пожар в 4 реакторе был потушен, назрела новая проблема. От большой температуры основная бетонная подушка под реактором могла расплавится. Если бы это случилось ядерное топливо попало бы в грунтовые воды, от туда в Днепр. Большое количество питьевой воды было бы не пригодно для использования. Вероятность такого исхода составляла 40-50%, для этого из Тульской области, а позднее и из Донецка привезли работяг шахтёров.

Шахтеры на ЧАЭС участвовали в сооружении "подушки" (железобетонный монолит 30x30x2,5 м, предназначенный для задержки раскаленного топлива в случае его движения вниз при разрушении строительных конструкций реактора). Разрушение могло произойти из-за сочетания высокотемпературных воздействий содержимого реактора и давления сброшенных с вертолетов около 5000 тонн материалов. Внутри плиты размещались трубы для охлаждения пространства под реактором и необходимая аппаратура контроля.

Проходка штольни была поручена шахтопроходчикам из Донбасса и Тулы - предприятиям "Донецкшахтопроходка" и "Мосбассшахтострой". В работах принимали участие также Минэнерго СССР и Минсредмаш СССР. Вслед за шахтерами, почти одновременно, двигались бетонщики, прибывшие со строительства Рогунской ГРЭС.

Как вспоминает зам Министра угольной промышленности СССР А. А. Пшеничный, для предотвращения такого нежелательного развития последствий взорвавшегося реактора, как проплавление, перемещение разогретого топлива, 4 мая ПК приняла решение о строительстве защитной плиты под реактором 4-го ЭБ размером 30,4x32,4x2,4 м, общим объемом 2550 м куб.

"Параллельно с горными работами Минсредмашу необходимо было выполнить монтаж опорных конструкций для регистров, укладку графита, монтаж кабельной разводки и датчиков, Минэнерго предстояло установить опалубку и уложить бетон.

Для выполнения работ в сроки, установленные правительственной комиссией, был организован штаб Минуглепрома СССР, который не только руководил горными работами, но и координировал работу своих субподрядчиков.В состав штаба входили представители проектных институтов "Донгипрошахт", "Днепрогипрошахт", Минуглепрома УССР, "Укршахтостроя", комбината "Донецкшахтопроходка", "Донецкшахтострой", "Артемшахтострой", производственного объединения "Спецтампонажгеология", "Укргеология", комбината "Мосбассшахтострой" и горняки производственных объединений.

-2

Институт "Донгипрошахт" разработал проект сооружения предохранительной плиты под зданием 4-го блока и график организации строительства подводящей штольни и защитной плиты в увязке с работами Минсредмаша и Минэнерго Габариты защитной плиты и ее конструкцию предложил институт атомной энергии им. И. В. Курчатова".Институтом "Донгипрошахт" также был разработан график организации строительства подводящей штольни и защитной плиты в увязке с работами Минсредмаша и Минэнерго.

Сооружение предохранительной плиты предусматривало прохождение подводящей штольни со стороны котлована, расположенного в 17,5 м от стены здания 4-го блока. Длина штольни с учетом участка плиты составляла 167, 1 м. Защитная плита имела размеры, соответствующие условиям размещения регистров холодильной установки. Габариты секций регистров 1,5 и 3 м. Чтобы обеспечить максимальное обнажение фундаментной плиты не более 6 м (по техническим требованиям института "Гидропроект"), участок под плиту был разбит на 13 заходок с шириной заходки 1,5-3 м с учетом совмещения работ по проходке заходок, монтажу регистров и бетонированию.

Проходка штольни и выемка участков под сооружение плиты выполнялась в очень сложных гидрогеологических условиях. На выполнение этих работ были направлены высококвалифицированные профессионалы-проходчики и ведущие инженерно-технические работники отрасли. Такой подход обеспечил качественное и своевременное выполнение всех плановых работ. Вслед за шахтерами, фактически одновременно, двигались бетонщики, прибывшие со строительства Рогунской ГРЭС.

"Утром 4 мая 1986 года на заседании Правительственной комиссии присутствовали академики Велихов Е. П. и Легасов В. А., военные и члены комиссии.Силаев И. С. вел заседание. Нам была поставлена задача подвести под аварийным реактором железобетонную плиту с охлаждающими трубами и графитовой защитой, во избежание попадания топлива в подземные воды с вытекающими из этого последствиями. Для возведения плиты нужно было пройти на глубине 7-8 м горизонтальную выработку в обводненном песке протяженностью около 170 п. м, а затем произвести выемку 30x30 м.

Для выдачи исходных данных по геологическому заключению был вызван из Киева министр геологии Украины. Нужно подчеркнуть, что все вопросы решались мгновенно и оперативно. Связь со страной была исключительно надежной. Е. П. Велихов передавал прямо в Академию наук СССР исходные данные для расчетов на ЭВМ и тут же получал ответы. Любую техническую информацию можно было получить в считанные минуты из Академии наук. Мы разработали совместно с институтом схему проходки ствола и горизонтальной выработки, выполнили исполнительный график, и с этим М. И. Щадов улетел в Москву.

12 мая 1986 г. первая группа проходчиков треста "Донецкшахтопроходка" приступила к выполнению аварийных работ. На объект был доставлен проходческий щит из г. Киева. Все остальное проходческое оборудование - насосы компрессоры, материалы и др. были доставлены из г. Донецка на десяти большегрузных автомашинах Железобетонные тюбинги поставлялись из г. Киева. Работы были начаты с углубления котлована (к началу работ его глубина была около 5 метров) до проектной отметки 6,5-7,0 м. Ранее котлован был отрыт силами Минтрансстроя до глубины около 5 метров при попытке бурить скважины под реактор. В связи с большой зараженностью места работ (в отдельных местах до 10 рентген/час) котлован был укрыт специальной пленкой, и благодаря этому уровень радиации в котловане не превышал 1 рентген/час. В котловане был смонтирован проходческий щит и прямо из котлована начали проходку штрека.

Был составлен жесткий график организации работ со средними темпами 13 п. м/сутки который четко выполнялся. Высокие темпы проходки были обеспечены благодаря тому, что практически все применяемое оборудование было безаварийным, т.е., практически нечему было ломаться. Вначале было много предложений по механизации работ, предлагалась конвейерная, транспортерная откатка и прочее, однако все это отменили и приняли схему проходки на 90% вручную, что привело впоследствии к значительному радиоактивному заражению шахтеров. Технико-экономические показатели производительность стоимость - все это не было главным, а главным было - быстрее пробиться под аварийный реактор.

-3

Разрушение породы производилось вручную отбойными молотками, погрузка - вручную, лопатами откатка - вагонетками 0,5 м3 вручную, и единственное, что было механизировано - это установка железобетонных тюбингов - с помощью проходческого щита, который служил одновременно и временной передовой крепью и практически отработал без поломок (гидравлика щита надежна в эксплуатации).

Работы производились круглосуточно в восемь трехчасовых смен.15 мая 1986 г. прибыли специалисты из комбината "Мосбассшахтострой" во главе с главным инженером Виноградовым Э. И. имеющие опыт щитовой проходки. Штрек длиной около 170 п. м. под аварийный реактор был пройден и закреплен постоянной крепью за 13 суток.Перед проходкой штрека были пробурены водопонижающие скважины силами "Укруглегеологии" и запущены глубинные насосы.

Кроме того, удалось осуществить постоянный дренаж, имевшийся на станции Специалистами треста "Донецкшахтопроходка" была восстановлена и начала работать существующая компрессорная станция, которая была остановлена в период аварии.В Чернобыле располагался оперативный штаб сводного отряда Минуглепрома СССР. Его поочередно возглавляли Щадов, Фисун, Сургай, Полтавец. Практически все ведущие заместители министра и начальники управлений Минуглепромов СССР и УССР находились поочередно в штабе и на станции в период ликвидации последствий аварии. При штабе постоянно работала проектная группа из представителей институтов Минуглепрома СССР, которые на месте выдавали все решения. Хорошо была организована служба материально-технического обеспечения - любой материал или оборудование доставлялись максимум в течение суток.

Большое внимание уделялось бытовым условиям. Практически в течение двух суток открыли столовую с горячим трехразовым питанием. Люди были расселены в школе-интернате и средней школе, была организована помывка людей.Доставка на работу осуществлялась вначале на обычных автобусах, а затем на специальных защищенных от радиации. По территории станции вначале людей возили на бронетранспортере, а затем нашли проход через помещение третьего блока. После каждой смены все обязательно меняли полностью одежду на новую, предварительно пройдя через баню. Старую одежду, в которой отработали одну смену, увозили для специальной обработки или уничтожения"

Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Часть №1. Первый удар приняли на себя пожарные.

Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Часть 2. Авиация или "Ангелы Чернобыля"

Подпишись на канал, будь человеком. Тут много чего интересного.