Трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят, часто считают пустым развлечением, практическая польза от которого эфемерна — выражение каких-то сомнительных средневековых моральных принципов. Попытаемся показать практическую пользу созерцания обезьян.
C XVII в. в Японии действовали биржи риса. Профессиональным торговцам нужно было уметь предсказывать поведение цены, иметь, как сейчас говорят, инструменты технического анализа рынка и знания в поведенческой экономике. Некий торговец Хомма Мунэхиса (本間宗久) считается изобретателем так называемых «японских свечей» — интервального графика, отражающего сразу четыре параметра: ценовые максимум и минимум в течение определенного интервала времени, а также цены открытия и закрытия. В настоящее время этот инструмент чрезвычайно распространен из-за своей наглядности и по нему действительно даются прогнозы.
«Свечи» и на самом деле происходят из Японии, но, видимо, появились несколько позже времени жизни Мунэхисы. Так чем же он знаменит? Книгой 「三猿金泉秘録」 («Золотой источник трех обезьян»).
Позы трех обезьян Хомма сравнивает с типовыми ситуациями. Обезьяны помогли торговцу понять психологию рынка.
Увидев собственными глазами сильные изменения на рынке, в сердце погружаемся в пучину сильных переживаний, в этом случает настоятельно следует продавать.
Услышав слабые изменения на рынке, в сердце погружаемся в небольшие переживания, настоятельно следует покупать.
Увидев и услышав сильные изменения, обсуждая это вместе с людьми, можно сказать, что сердце человека заблудилось.
Действия Хоммы Мунэхисы на рынке были чрезвычайно эффективны, о его возможностях японцы слагали пословицы, ставящие простого торговца выше удельных князей. В конце жизни был советником правительства Японии по экономическим вопросам, переведен в сословие самураев.
Вот какую пользу могут оказать три обезьяны!