The Reckoning
Что вы знаете о справедливости? Что вы знаете о правосудии? Что вы знаете о власти?
Посмотрев это кино я поняла - ничего я до этого не понимала.
Может я немного утрирую, всё еще ослеплённая пережитыми эмоциями, но в этой картине без прикрас показано как можно пасть от вседозволенности. Эта гнетущая атмосфера лишь усиливается за счет того, что описывает Англия XIV века, грязная, нищая, пораженная чумой.
Ричард II только взошел на престол, и вовсю идет страшная столетняя война. То самое средневековье, лишённое романтических сказок о рыцарях, турнирах и прекрасных дамах.
По сюжету беглый священник Николас натыкается в лесу на труппу актеров, и чтобы спрятаться от преследования он напрашивается к ним. Волей судьбы, точнее из-за сломанной оси у телеги труппа сворачивает в небольшой городок, примкнувший к стенам замка местного лорда де Гиза. Такой же пейзаж как и везде, такие же люди и такие же проблемы... но немного не такие. Город охвачен необъяснимым немым ужасом от произошедшего на днях убийства мальчика, в котором обвиняют местную лекарку-ведьму. Ведь так легко списать все прегрешения на глухонемую. Все догадывается, некоторые даже знают правду, но все, абсолютно все молчат. И именно это молчание, потакание, отворачивание глаз ужасает больше, чем сам факт преступления.
Актеры в поисках денег и зрителей решаются на эксперимент - поставить на сцене не обычную пьессу по библейским мотивам, а разыграть то, чему сами горожане были отчасти свидетелями - показать последние дни и часы убитого ребёнка. И вот тут толпу взрывает - официальная версия убийства трещит по швам. То тут то там раздаются шепотки и обрывки фраз из которых становится ясным, что вешать за преступление будут невиновную. Но кто тогда виновник?
Священник, так неистово клеймящий ведьму? Глава охраны замка, что норовит вытолкать неугодных актёришек прочь, дабы те не совали нос куда не следует? Или кто-то другой? Рангом повыше?
И что здесь делает королевский судья?
В какой-то момент простая пьеса становится тем инструментом, способным поднять толпу и обрушить всю свою мощь на недосягаемого для суда мирского убийцу ... пусть и на краткий миг, после которого всё вновь войдет в вялую болотную дремоту скованную круговой порукой.
Отдельное спасибо за Венсана Касселя. Именно в его устах фраза "я так поступаю, потому что так хочу... и так могу" звучит настолько гармонично, что хочется встать, зааплодировать и воскликнуть "Верю!"
Фильм не блещет работой операторов, декорациями или пейзажами. В картине нет ярких красок, создаётся впечатление, что и солнца то по сути над этим городишком нет. Кто-то сочтёт это недостатками, как и некоторые вроде как излишне затянутые сцены.
Но по мне, именно так и надо было снимать, чтобы ничего не отвлекало от самой сути, которую хотел показать режиссёр Пол МакГиган. От лицезрения той порочности, которая словно библейский змей искуситель с шуршанием сворачивает свои кольца вокруг шеи очередной своей жертвы.
И этот змей сидит и в душах богачей и в душах бедняков, и у верующий и у атеистов.... И тут каждые решает сам - бороться или пасть в эти смертельные объятья...